Есть такая известная фраза «Все мы родом из детства». И это действительно так – то, какими людьми мы становимся, в значительной мере зависит от того, что было заложено в нас в юные годы. Большую роль здесь, конечно, играет семья. Однако нельзя не отметить и значение системы образования как важнейшей части воспитания грамотного и ответственного гражданина. Причем помимо непосредственного получения детьми и подростками основополагающих знаний, огромна роль образовательных организаций в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, в формировании гармонично развитой личности на основе традиционных российских ценностей.

О том, как устроена современная система образования в сельской местности, каких успехов достигли наши учителя и ученики в прошлом году, а также о планах на год нынешний мы беседуем с начальником управления по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский муниципальный округ» Ольгой Михайловной Ивановой.

Результаты радуют!

– Ольга Михайловна, что включает в себя система образования в нашем округе? Каковы у ребят успехи в учебе?

– В ведении нашего управления находятся 22 общеобразовательные организации, 15 дошкольных образовательных организаций и 1 учреждение дополнительного образования. В основных и средних школах обучается 4801 ученик, из них 512 детей пришли в первый класс в этом учебном году. Дошкольные учреждения посещают 1670 детей.

По итогам 2023-2024 учебного года у нас было 402 выпускника 9-х классов, а среднюю школу окончили 120 выпускников 11-х классов. Все достойно прошли государственную итоговую аттестацию, причем среди выпускников 11-го класса 11 человек получили золотую медаль, а 12 – серебряную.

Надо отметить, что наши школы дают ребятам хорошую базу для продолжения образования. Более 50% выпускников основных школ поступают в средние специальные учебные заведения. Многие ребята получают востребованные профессии в педагогическом и медицинском колледжах. Выпускники средних школ, сознательно продолжающих обучение в 10-11-х классах, в большинстве своем нацелены на получение высшего образования, и ответственная учеба в школе дает для этого все возможности – более 80% выпускников становятся студентами вузов по различным направлениям.

Что касается сдачи экзаменов, то в прошлом учебном году наши ребята показали более высокие результаты, чем годом раньше. Так, по результатам ЕГЭ и ОГЭ выросли средние баллы по русскому языку и математике, отмечается повышение качества знаний. Причем результаты ОГЭ по двум предметам (литература и химия) у нас выше областного показателя. Немного ниже его результаты по информатике, истории и английскому языку. По остальным предметам наши ребята показали знания на уровне областного показателя.

С единым государственным экзаменом успешно справились все ученики 11-х классов. 13 выпускников (из Богородицкой, Гнездовской, Катынской, Печерской, Пригорской, Сметанинской, Талашкинской и Трудиловской школ) сдали ЕГЭ с результатом более 80 баллов.

Есть и рекордсмены – свыше 90 баллов набрали Ника Винжанова из Печерской школы, Александра Мачульская из Сметанинской школы, Владимир Януть из Катынской школы.

Семь школ показали результаты выше среднего по округу. Есть школы, где результаты немного ниже среднего показателя, но они активно работают для повышения качества знаний своих учеников.

К слову, насколько нам известно, все ребята, имеющие четкие планы по продолжению образования, поступили в соответствующие образовательные организации.

На сегодняшний день в школах обучаются 85 детей-инвалидов и 62 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, дошкольные учреждения посещают 14 детей-инвалидов и 88 детей с ОВЗ.

В четырех школах и четырех детских садах созданы соответствующие условия для пребывания детей и подростков с определенными нарушениями здоровья – архитектурная доступность, специальное учебное оборудование.

Кроме того, все учреждения оснащены пандусами, чтобы обеспечить доступную среду не только для детей с ОВЗ, но и для родителей, страдающих нарушениями здоровья. При необходимости дети-инвалиды могут обучаться с использованием дистанционных технологий.

В 2025 году по поручению губернатора Смоленской области Василия Николаевича Анохина ведется работа по созданию сетевой модели непрерывного аграрного образования «школаСПО-вуз». В рамках этой работы планируется открыть профильный агрокласс на базе Катынской школы.

– А какие возможности есть у детей для получения дополнительного образования?

– Этой работе мы уделяем значительное внимание, ежегодно увеличивая количество творческих объединений. Флагманом здесь является «Смоленский районный Дом школьников».

В объединениях различной направленности занимается 1146 детей. На базе образовательных организаций развивается дополнительное образование по следующей направленности: физкультурно-спортивная, техническая, естественно-научная, художественная, социально-гуманитарная, туристско-краеведческая.

Огромное внимание уделяется патриотическому и духовно-нравственному воспитанию юных жителей округа. В школах созданы и активно действуют детские общественные организации – «Движение Первых», Смоленская общественная организация имени Ю.А. Гагарина, общественное движение «Юнармия», добровольческий центр «Мы вместе». Работает Молодежный совет «Новые лидеры – новые инициативы». И, конечно, в этом году во всех образовательных организациях проводится масштабная работа по празднованию 80-летия Великой Победы.

Ремонты будут продолжаться

– Не секрет, что некоторые сельские школы и детские сады находятся в довольно старых зданиях, требующих серьезного ремонта. Как решается эта проблема?

– Ежегодно, помимо текущего ремонта во всех образовательных учреждениях, мы проводим и более масштабные работы. И здесь надо выразить огромную благодарность главе Смоленского муниципального округа Ольге Николаевне Павлюченковой за внимание к проблемам образовательных организаций и постоянную материальную поддержку. Часть ремонтных работ удается решить с привлечением федеральных и областных средств.

Так, в прошлом году в рамках реализации нацпроекта «Образование» в Синьковской и Трудиловской средних школах, Архиповской и Ольшанской основных школах были открыты центры «Точка роста». На эти цели было израсходовано более 10 миллионов рублей.

Большое внимание уделялось созданию условий для занятий физической культурой и спортом. На эти цели были выделены серьезные средства. В Пригорской школе был проведен ремонт спортивного зала.

За счет субсидии из областного бюджета удалось улучшить материально-техническую базу Михновской средней школы – здесь был проведен масштабный капитальный ремонт внутренних помещений основного здания школы.

Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация для ремонта начальной школы, и мы надеемся, что скоро сможем решить и эту проблему. Большие ремонтные работы были проведены в Гнездовской, Кощинской, Печерской, Пригорской, Синьковской, Стабенской, Сметанинской и Хохловской школах, где, в частности, были заменены оконные блоки.

Работы по замене оконных блоков были проведены также в детских садах «Колосок», «Клеверок», «Улыбка», «Ручеёк», «Теремок» и «Зернышко». Ремонты кровель проводились в Кощинской, Печерской школах, Центре развития ребенка детский сад «Рябинушка» и в детском саду «Русь».

В Волоковской школе был проведен ремонт кровли столовой, в Ольшанской школе отремонтирована кровля котельной, а в Пригорской – кровля спортзала. В Катынской средней школе был отремонтирован фасад, ремонт фасада и отмостки также прошел в Центре развития ребенка д/с «Рябинушка».

Обустройство пешеходных дорожек на территории Пригорской школы, ремонт полов в столовой Гнездовской школы, ремонты внутренних помещений в Синьковской и Хохловской школах, установка новых прогулочных веранд в детских садах «Золотая рыбка» и «Солнышко» д. Сметанино, ремонт пищеблока в детском саду «Колосок», а также обустройство площадки для сдачи ГТО в Печерской школе – все эти работы были успешно проведены благодаря финансированию из местного бюджета.

Конечно, проблемы еще остаются, а значит, и в этом году мы будем уделять серьезное внимание улучшению материально-технической базы наших образовательных учреждений. В частности, разработана проектно-сметная документация для ремонтных работ в детском саду «Клеверок», готовимся к проведению ремонта в Кощинской, Хохловской и Талашкинской средних школах, Волоковской основной школе. В Гнездовской школе планируется ремонт полов в спортивном зале. В рамках программы комплексного капитального ремонта дошкольных образовательных организаций «Модернизация дошкольных систем образования» будет улучшена материально-техническая база детского сада «Золотая рыбка» в с. Печерск. И, безусловно, в процессе подготовки к следующему учебному году во всех образовательных учреждениях будут проведены косметические ремонты.

– К сожалению, в некоторых сельских школах отмечается снижение количества учащихся, что вызывает у жителей и учителей опасения по поводу их дальнейшего существования. Можем мы их успокоить?

– Безусловно, такие опасения беспочвенны. В планах не стоит закрытие ни одной из общеобразовательных организаций. Политика нашей страны направлена на увеличение рождаемости, семьям с детьми оказывается серьезная государственная поддержка, а значит, есть надежда на увеличение наполняемости образовательных учреждений.

В этом году планируется постепенная реорганизация нескольких школ с объединением их в образовательные центры, однако этот процесс также не должен вызывать опасений – для учеников и их родителей абсолютно ничего не изменится. Реорганизация коснется исключительно юридической стороны работы школ.

Мы тщательно прорабатываем вопрос подвоза детей из отдаленных деревень в образовательные учреждения – 33 автобуса обслуживают 75 школьных маршрутов, включающих в себя 130 населенных пунктов.

Ждем молодых учителей

– Во многих сферах сейчас самый больной вопрос – это кадры. Хватает ли учителей в наших школах?

– К сожалению, эта проблема существует и в сфере образования, причем практически во всех регионах. Но мы стараемся решать этот вопрос. Так, на уровне области активно поддерживается развитие целевого обучения будущих педагогов. Заключаются договоры с педагогическим колледжем, СмолГУ, Академией физической культуры и спорта на обучение педагогических кадров для наших образовательных учреждений. Так, в прошлом году с педколледжем по целевому договору начали обучение 15 студентов и 11 человек поступили в вуз.

Возможна профессиональная переподготовка кадров для работы в образовательных организациях округа. Ведется ранняя профориентация школьников. Так, в Печерской и Пригорской школах работают профильные педагогические классы, задачей которых является дать ребятам представление об этой профессии и возможность определить для себя пригодность к педагогическому труду. Также мы активно участвуем в программе «Земский учитель». В наших образовательных учреждениях работают три таких специалиста. В этом году в рамках данной программы подготовили заявку на учителя математики в Стабенскую среднюю школу.

– Спасибо за обстоятельный разговор, Ольга Михайловна! Удачи Вашему управлению и всем образовательным учреждениям в нелегкой, но очень важной работе!

Ольга КОЛЫШКИНА