Если уж служить в полиции, думают многие, то в угрозыске, подразделении по борьбе с коррупцией или наркотиками, вот где адреналин, опасность и серьезные уголовные дела! Но перефразируя известную стихотворную строчку: все профессии важны и все подразделения полиции нужны, везде есть место подвигу, а служить нужно так , чтобы тебя «после твоего ухода на другое место службы помнили и вспоминали добрым словом».

Именно так напутствовал героя этой публикации – участкового уполномоченного ОМВД России по Смоленскому району Яна Багаева его отец, кадровый военный, прошедший несколько крупных военных кампаний…

И хотя круг общения участкового – все больше бывшие осужденные, хулиганы, дебоширы и тунеядцы, но важность взаимодействия с ними не стоит преуменьшать – этих личностей надо наставить на путь истинный, чтобы они вновь не попали в криминальные сводки. В этом и состоит работа участкового, хотя, конечно, не только в этом…

– Родился и живу в Смоленске, в школе был активистом и общественником. Всегда готов был прийти на помощь тем, кто в этом действительно нуждался, – рассказывает о себе Ян Багаев. – В старших классах встал вопрос, куда пойти учиться дальше. Выбор пал на нашу военную академию. Мечтал продолжить дело отца, который прошел две войны – Первую и Вторую чеченскую, и совершил несколько служебных командировок в горячие точки. Правда, в ту пору я был совсем маленьким.

Но когда отец собирался с друзьями, я слышал, о чем они говорили, как делились воспоминаниями и думал тогда, что и мне предстоит отдать долг Родине и не посрамить отцовскую честь.

В военную академию я не поступил, немного расстроился сначала, но отец поддержал, сказав: значит, не судьба, сынок, и тебе уготован другой путь… Потом – армия и служба в военной разведке. Были мысли о продолжении военной карьеры, но я решил, что, если один раз не получилось, не стоит пытаться.

…И как-то моя девушка (а сегодня моя супруга) предложила поступить на службу в органы внутренних дел. Идея пришлась мне по душе. Я тогда вспомнил, как отец, некоторое время работавший в ГАИ, приезжал ко мне в детсад на машине с мигалками, а я был бесконечно горд и по-детски счастлив.

Ян Владимирович пришел на службу в органы внутренних дел в службу участковых уполномоченных в 2021 году. В начале службы у него были два наставника – опытные участковые, однако вот уже год он работает один, а обслуживаемый административный участок включает три крупных поседения – Печерское, Стабенское и Касплянское.

Командный голос

– Мои наставники-коллеги научили меня всему, речь идет не только о применении на практике законодательной базы, но и не менее важному: общению с жителями, правильной реакции на неадекватное поведение, – продолжает рассказ лейтенант полиции.

– А как надо реагировать, поделитесь, пожалуйста?

– Смотря какой человек перед тобой. Если он пьян, начинает повышать голос, делать так же в ответ не стоит, потому что ввиду состояния он не контролирует свои действия. Надо сделать вид, что ты с ним во всем согласен, тогда он начнет тебе доверять, примет тебя за своего. Потом можно будет начать общаться с ним в сглаженном тоне и он успокоится. Если же человек проявляет грубость в отношении тебя или окружающих, не реагирует на слова, тогда в рамках действующего законодательства я вправе применить к нему определенные меры.

Во время мой деятельности я сталкивался с сопротивлением ко мне, как к представителю власти, в моей практике были и задержания, и приводы в отдел, и даже суд…

Недавно мы с коллегой выиграли суд – в заседании рассматривалось дело, возбужденное по статье 318 УКК (Статьей 318 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти – прим. авт.). В одном из населенных пунктов произошел конфликт на фоне употребления алкоголя. Одним их участников разборок был мужчина крупного телосложения, который вел себя неадекватно. Загорячившись, он потерял контроль над собой и напал на меня, в ответ мне тоже пришлось применить к нему силу…

– Не было желания уйти после таких нештатных ситуаций?

– Наоборот, они разбавляют полицейскую практику и ты понимаешь, что законодательство на твоей стороне, если ты прав…

– А вы всех жителей вашего участка наглядно знаете?

– Тех, кто составляет спецконтингент и стоит на списочном учете – злоупотребляющие алкоголем, дебоширы, бывшие осужденные, условно осужденные – я, безусловно, знаю. А всего за мной закреплено более 20 тысяч жителей – всех, естественно, я запомнить не могу. Но большинство из них наглядно мне знакомы! И, например, когда я бываю на участке не в форме, люди останавливаются, узнают меня, здороваются. Пожилые граждане в силу возраста нередко обращаются просто по имени (без отчества), я не обижаюсь на это.

– Какие главные принципы вашей работы?

– Служить честно, не брать взяток, по-человечески относиться к другим и в любой ситуации, разобравшись, следовать букве закона.

– А если по-человечески следует поступить так, а закон требует по-другому?

– У меня есть должностные обязанности, определенные законом, и я не могу их нарушить.

Пикник на обочине

– По каким поводам чаще всего обращаются к участковому?

– Это пьянство, тунеядство, разборки между соседями, бывшими супругами, но чаще всего это семейные конфликты. Ежедневно мы получаем 3-4 таких сообщения. Некоторых дебоширов уже хорошо знаем, и хватает одного убедительного разговора, чтобы конфликт был погашен и в семье воцарились мир и лад. Порой кажется, что у людей стиль общения такой – они не могут без полиции спокойно поговорить, выяснить отношения. Не слышат друг друга. Им нужен посредник. Да, на это уходит время, но с другой стороны я понимаю, что, не вмешайся мы сейчас, конфликт может перейти в острую фазу…

– А как они вас слышат? Наверняка там ор стоит…

– У меня еще в армии выработался командный голос, и честно говоря, перекричать меня практически невозможно.

– А какие аргументы для хулигана или дебошира вы используете, когда уже исчерпаны все доводы?

– Говорю, что сейчас мы поедем в отдел и там во всем разберутся, многие боятся этого и сразу успокаиваются. Но бывает, когда и это не действует. Как-то поступило сообщение о том, что посреди дороги три подруги решили устроить пикник. Когда мы приехали с напарником (а это была глубокая ночь) на место, там вовсю играла музыка, а дамы пели песни, танцевали и употребляли спиртные напитки. Никакие просьбы и увещевания прекратить это безобразие не действовали. Мало того, они продолжили танцевать и упражняться в вокале после приезда в отделение, куда пришлось доставить всю веселую компанию.

В отношении смолянок было принято решение в соответствии с административным законодательством. Да, вот такая у нас, у участковых, нескучная и разнообразная служба.

Вообще же круг моих обязанностей, можно сказать, не ограничен, вернее, в работе я не ограничиваюсь только своим кругом обязанностей. Я взаимодействую с коллегами из отдела дознания, розыска, наркоконтроля, участвовал в погонях, задержании, помогал раскрывать преступления, ловить наркоманов, участвовал в изъятии оружия…

Эмоции и хладнокровие

– Страшно бывало?

– Не скрою, было. Однажды мы приехали на семейный конфликт – отношения выясняли бывшие супруги. За женщину приехал вступиться ее новый мужчина. Соперники вроде остыли, но вдруг бывший муж достал пистолет и направил его на меня. И предупредил: если я не отойду, он выстрелит. Секундное замешательство, и я в ответ на это тоже достал оружие. И сказал ему, что если мы сейчас будет играть в мушкетеров, это может плохо кончиться… Пытался выглядеть хладнокровно, чтобы голос не дрогнул. Но я понимал всю опасность своего положения. Ведь у него был травматический пистолет с металлическими шариками и он мог нажать на спусковой крючок. Мой выпад подействовал на оппонента как холодный душ. Он успокоился и даже извинился потом.

– В праздники доводилось дежурить? На Новый год, к примеру?

– Да, как раз в прошлый Новый год мне выпало дежурство, я вызвался сам – у нас серьезно обновился кадровый состав, и из новичков я оказался самым опытным. Мы с напарником приняли в новогоднюю ночь 31 сообщение! В основном это были конфликты, возникшие на фоне употребления алкоголя. Все закончилось профилактическими беседами с участниками разборок.

Самое интересное – то, как встречали нас люди в квартирах и домах. Ведь у всех был накрыт новогодний стол, и жители, чувствуя себя виноватыми за то, что случилось, пытались угостить конфетами, где-то кусок торта предлагали, приглашали вместе отпраздновать…

– У вас много профессиональных праздников: День защитника Отечества, День военного разведчика и День участкового…

– Но самый важный и значимый для меня – День полиции….

– Что в преддверии праздника вам бы хотелось пожелать коллегам?

– Относиться к работе так, чтобы было желание развиваться и прокачивать навыки, выходить в своей деятельности за рамки, расширять круг знаний, на практике знакомясь с работой других подразделений ОВД, ведь неизвестно, как жизнь повернется – вполне возможно, ты скоро окажешься в одной из этих служб. Да и так интереснее работать. Ну и конечно, чтобы семья была рядом и всегда поддерживала.

– Как супруга относится к вашей неспокойной работе?

– С пониманием. Я в самом начале службы ее предупредил, что меня могут вызвать ночью, я могу уехать на сутки, буду задерживаться, ведь работа есть работа и возложенные обязанности надо выполнять.

– Где вы видите себя через 10 лет?

– Буду работать в полиции, надеюсь к тому времени продвинуться по карьерной лестнице.

Олеся ТОМАШОВА