Когда приехавший на торжественную линейку по случаю начала нового учебного года в Стабенскую среднюю школу советник губернатора Александр Михайлович Капустин (а ныне избранный депутат областной Думы) поздравлял с 40-летием профессиональной деятельности учителя начальных классов Любовь Котяш, он спросил ее о секрете неиссякаемой жизненной энергии, внешней и внутренней молодости.

«Мой секрет прост – мои ученики, – ответила Любовь Валерьевна, – рядом с детьми невозможно не любить жизнь и не радоваться ей. Дети вдохновляют и поддерживают меня».

И в это действительно веришь, глядя на встречу учительницы и ее уже второклассников, полную улыбок, доверчивых объятий и искренней радости.

Мечта стала призванием

Родилась Любовь Романова в городе Коврове Владимирской области в семье военного и учительницы начальных классов. Помимо общеобразовательной школы окончила музыкальную по классу гитары.

«Учителем я хотела стать чуть ли не со второго класса, – вспоминает Любовь Валерьевна. – Правда, поначалу думала, что буду учителем музыки. Но потом к нам в школу пришли преподаватели педучилища, и так они увлекательно говорили о профессии учителя начальных классов, что я буквально загорелась. Тем более пример мамы был перед глазами – она тоже до болезни работала в начальной школе. И я благодарна судьбе, что у меня была возможность получить эту профессию – ни разу об этом не пожалела».

В 1984 году, выйдя замуж за жителя деревни Стабна, Любовь переехала на Смоленщину и устроилась работать в местную школу.

Первый раз в первый класс – это можно было сказать не только о тогдашних ее учениках, но и про саму молодую учительницу.

«А свой самый первый первый класс вы помните?» – спросила я. И Любовь Валерьевна с улыбкой ответила: «Конечно! Не сказать, что я побаивалась начинать самостоятельную работу, но волнение, естественно, было. Прежде всего, я чувствовала огромную ответственность, ведь дети – это, как говорится, пластилин, и от того, что взрослые из него вылепят, что вложат в него родители и учителя, в огромной мере зависит, с чем человек пойдет по жизни. И я очень хотела, чтобы мои ученики выросли хорошими людьми, сумели получить образование и профессию, создать счастливые семьи. А для этого с моей стороны должна была быть большая и сложная работа. Есть такая расхожая фраза: «Все мы родом из детства» – но ведь это действительно так, и то, что воспитано в нас в юные годы, во многом определяет наш жизненный путь.

Я уверена – и не раз убедилась в этом за долгие годы работы, – что важность школьных лет отнюдь не только в обучении языку, математике и т.п. В школе ребята учатся общаться, жить в коллективе, перенимают определенные модели поведения, и этот «багаж» будет разным в зависимости от того, какие учителя окажутся рядом. И без ложной скромности скажу, что значение первого учителя трудно переоценить. Мы учим детей не только писать, читать и считать, мы воспитываем у них приверженность к дисциплине и даем мотивацию на все последующие школьные годы, учим трудолюбию и уважению к чужому труду.

А кроме того, что не менее значимо, мы показываем им важность доброго и уважительного отношения к окружающим, умения понять собеседника и выстроить диалог, умения решать жизненные проблемы спокойно и обдуманно – то есть значимость всего того, что обязательно понадобится им в будущей взрослой жизни.

Также мы воспитываем в маленьком человеке патриотизм, сопереживание и стремление поддержать нуждающегося в помощи – в нашей школе очень развито волонтерское движение, и ребята с первого класса посильно принимают в нем участие.

Если честно, я не люблю громких слов, но думаю, что первые школьные годы закладывают фундамент всей последующей жизни человека, как в профессиональной, так и в частной жизни. Любой учитель должен быть еще и воспитателем, но в начальной школе это приобретает особую важность. И когда ты на первой линейке смотришь в доверчивые и немного испуганные глаза детей, очень четко понимаешь эту ответственность за них. А еще их надо просто любить – дети, как никто, чувствуют неискренность, и только на любовь отвечают открытостью и доверием. И это закладывает базу для всего остального».

Школьные годы чудесные

Лично у меня тоже была замечательная первая учительница, Лидия Афанасьевна, я до сих пор с теплым чувством смотрю на школьные фотографии и вспоминаю ее доброту и внимательность к нам, умение мягко поправить ошибки и дать уверенность в себе. И полностью согласна, что от первых школьных лет зависит крайне много.

В Любови Валерьевне я увидела именно эти качества – искреннюю любовь к своим детям (так она их всех и воспринимает) и желание помочь им вырасти хорошими и грамотными людьми. Так что ее ученикам и их родителям очень повезло! И они это понимают. Ведь не зря один из первых ее учеников Павел Шевченко в соцсети поздравил свою любимую учительницу с юбилеем работы в школе душевными стихами – в этом взрослом человеке до сих пор сохранилось то тепло и бережное отношение к окружающим, которое вложила в своих ребят Любовь Валерьевна.

А когда в прошлом году она по болезни не смогла прийти на вечер встречи выпускников, молодые люди дождались ее выхода из больницы и дружной компанией пришли к ней в гости.

«Признаться честно, я даже не ожидала такого «нашествия», – улыбается Любовь Валерьевна. – Не скрою, было очень приятно и радостно, что я смогла научить их быть заботливыми и внимательными, ведь уверена, что они не только ко мне так относятся, но и ко всем окружающим их людям».

Любовь Валерьевна с гордостью рассказывает об успехах своих учеников – и нынешних, и бывших: кто перешел во второй класс с отличными оценками, а кто в какой вуз поступил и по какой профессии успешно работает.

Возможно, это специфика не самой крупной сельской школы, но учительница следит за своими ребятами не только до выпуска, но и потом. И они, как видим, ее не забывают.

Кстати, и к музыке Любовь Валерьевна ребят старалась приобщить – вела курсы по обучению игре на гитаре в школе и в местном Доме культуры. Некоторые до сих пор при встрече благодарят за эту науку, ведь никакое мастерство лишним не бывает.

Учитель учится всегда

Это только со стороны может показаться, что в работе учителя начальных классов нет ничего трудного – программа еще несложная, один раз планы уроков составила и иди по накатанному… На самом деле здесь, как и в любой работе, есть свои тонкости. И дело не только в том, что дети все разные, хотя и об этом Любовь Валерьевна рассказывает с тонким пониманием: «И способности, и характер у каждого свой. У кого-то все сразу получается, а с кем-то нужно больше заниматься. Есть ребята, которым не дается тот или иной предмет, и это не их вина – ругать тут нельзя, надо искать иные методы. Я, кстати, вообще считаю и родителям об этом постоянно говорю, что неудачи ребенка в школе – это наш с вами промах, не нашли нужных слов для мотивации или правильной методики обучения. А значит, самим и нужно исправлять ситуацию.

К слову, серьезная часть работы учителя в начальных классах – именно с родителями, зачастую их самих учить и воспитывать приходится, чтобы у детей все благополучно было. И я рада, когда у меня с родителями складываются доверительные отношения, когда мы постоянно на связи и вместе действуем на благо ребенка. И не зря в программе обучения будущих учителей большое место отводится психологии – без знания особенностей психики ребенка, без умения разобраться в его характере и склонностях, да и без умения наладить диалог с родителями хорошим учителем не станешь».

Находки и открытия

Но, как выяснилось, и это еще не все. Оказывается, существуют самые различные методики обучения детей чтению, письму, началам математики. И Любовь Валерьевна все время своей работы не перестает учиться, ищет что-то новое и эффективное. Так, в свое время она узнала об учебной программе «Школа 2100» и заинтересовалась ею. Причем заинтересовалась деятельно – приняла участие в обучающем семинаре в Москве (где была единственной учительницей из сельской школы!), встречалась с авторами учебников и предметно обсуждала с ними перспективы внедрения различных обучающих методик.

По результатам обучения Любовь Валерьевна получила сертификат методиста по этой программе и даже провела несколько занятий в Институте усовершенствования учителей (ныне смоленский областной институт развития образования).

«В этой программе очень много толкового, что я внесла в свою работу. И когда обучавшиеся по ней дети пришли потом в пятый класс, мне было очень радостно услышать от их учителей, что такого сильного класса они давно не видели.

С чем-то, конечно, я была не совсем согласна, на практике убеждалась, что есть более эффективные методики. Я, кстати, и потом общалась с авторами некоторых учебников, мы много переписывались, и знаете, радует, что они прислушиваются к мнению учителей-практиков. Кроме этого, я постоянно знакомлюсь с новыми учебниками разных авторов, изучаю все современные взгляды на обучение школьников в начальных классах и беру в работу все, что мне кажется перспективным.

Учителю вообще нельзя, что называется, «закостеневать», нужно и самому постоянно развиваться и двигаться вперед, только тогда ты сможешь полноценно обучать детей».

Своими интересными находками Любовь Валерьевна с удовольствием делится с коллегами и радуется, когда им удается успешно внедрить какое-то эффективное нововведение в преподавание. Кроме того, она подсказывает молодым учителям, как находить общий язык с детьми, безболезненно решать конфликты между учащимися, грамотно мотивировать и детей, и родителей. В ее классе, конечно, тоже бывает по-разному, но огромный опыт работы и хорошее понимание детской психологии помогает правильно выстроить отношения между ребятами, научить их быть терпимыми и уважать интересы других. А администрация школы поддерживает педагогов-новаторов и заботится о том, чтобы им было комфортно работать. Так, благодаря директору Дмитрию Александровичу Левшину кабинеты учителей оборудованы современной аппаратурой для проведения уроков на высоком уровне.

Любовь Валерьевна охотно говорит о своих учениках, об их успехах, о победах на конкурсах, а вот свои личные достижения афишировать не любит. А ведь она неоднократно награждена благодарственными письмами и грамотами как на районном, так и на областном уровне, есть дипломы победительницы в различных конкурсах профессионального мастерства. Так что ее ученикам есть на кого равняться!

И в имени Вашем Любовь!

Я не верю в утверждение нумерологов, что имя может каким-то образом повлиять на судьбу человека, но трудно отделаться от мысли, что не ошиблась мама Любови Валерьевны, так назвав свою дочь. Именно это чувство во всех его проявлениях – любовь к детям и всем окружающим людям, любовь к жизни, любовь к своей профессии – является основополагающим в ее натуре. Хотя жизнь ее не баловала. После тяжелого потрясения слегла ее мама, пришлось совмещать работу, семейную жизнь и уход за больным человеком. Да еще выяснилось, что по состоянию здоровья собственных детей Любови иметь нельзя. Но и тут она не опустила руки – обсудили с мужем ситуацию и удочерили восьмимесячную девочку. Теперь Светлане уже 31 год, она выучилась, получила профессию, скоро создаст свою семью.

Уверена, она внесет в нее те же чувства безоговорочной любви, понимания и уважения к интересам другого человека, какими была окружена в родительском доме.

«Я иногда думаю о своем возрасте, о длинном профессиональном пути – шутка ли, 10 выпусков начальной школы, – и сама удивляюсь, что столько лет прошло, – улыбается Любовь Валерьевна. – Казалось бы, уже и отдохнуть можно. А потом понимаю, что нет, не смогу я без моей школы, без моих ребят, без их доверчивых и пытливых глаз. Это ведь такое счастье, понимать, что благодаря тебе они развиваются, движутся вперед, учатся быть хорошими людьми. И я от них энергией заряжаюсь. Так что еще поработаю, сколько хватит сил!»

Крепкого Вам здоровья и долгих лет активной жизни, Любовь Валерьевна! А мы будем светло завидовать Вашим ученикам и их родителям, которым повезло встретиться с замечательным Учителем!

Ольга КОЛЫШКИНА