Эти три важные составляющие как нельзя лучше характеризуют человека, о котором сегодня хочется рассказать. Речь пойдет об учителе Катынской средней школы Анатолии Анатольевиче Павлове.

Путь в педагогику героя моей публикации, как он сам считает, был предначертан свыше. То ли гены деда Анатолия проснулись в нем, когда впервые задумался о будущем (тот начал свою деятельность учителем математики в одной из школ Смоленщины, ушёл на фронт и не вернулся), то ли тяга к спорту взяла верх, тем не менее он стал вторым в роду учителем.

Сам Анатолий Анатольевич говорит об этом так: «С самого раннего детства я мечтал быть учителем именно физической культуры. Больше всех других любил этот предмет и считаю его важным до сих пор».

Мечта стала явью

Родился Анатолий Павлов в селе Иньково Смоленского района, потом семья переехала в п. Керамзавод. Юноша окончил 18 среднюю школу г. Смоленска и поступил в институт физической культуры на отделение «преподаватель физической культуры».

Вчерашнего студента по распределению направили в д. Алексино Дорогобужского района – красивейшее место с интересной историей. Возможно, именно это сподвигло молодого педагога поступить на исторический факультет педагогического института и успешно окончить его в 1985 году.

…Уже через год городской житель затосковал, скучновато было ему в селе. Спасала работа (он вел уроки физкультуры и начальной военной подготовки) и… отсутствие материальной базы, которую пришлось налаживать буквально с нуля. Это занимало все время.

– Анатолий Анатольевич, в чем заключались основные сложности?

– Я, молодой специалист, ехал в ожидании пусть не радужных перспектив, но все же иной реальности, и то, с чем столкнулся, не оправдало и сотой их доли. Школа располагалась в двухэтажном здании, некогда принадлежавшем помещику Барышникову. Здесь не было ни спортивного зала, ни даже отдельной комнаты, где можно было бы проводить уроки. А уж про спортинвентарь и говорить не приходится. И все мои планы рухнули, я понял, что занятия смогу вести только на улице. Вначале я растерялся, но быстро понял, что нужно что-то делать и начинать нужно «от печки». Тогда еще была возможность приобретать инвентарь, и начались мои поездки в Смоленск в спортивные магазины, откуда я привозил всего понемножку. И постепенно в школе появились лыжи, новые мячи и т.д., нам выделили игровую комнату.

– А как строились ваши отношения с коллективом и детьми?

– Коллектив был хороший, со мной делились опытом возрастные педагоги. Дети тоже были замечательные. Я вообще считаю, что плохих детей нет. Здесь я проработал шесть лет и считаю, что этот период во многом помог мне в дальнейшем.

Катынская история

В 1984 году семья Павловых переехала в Катынь и отныне вся осознанная жизнь Анатолия Анатольевича связана с этим местом, его людьми и самой лучшей для него Катынской школой, которой он отдал 40 лет.

Он считает, что учитель должен не только учить, но и воспитывать. И в этом ему помогает любовь к детям.

– Причем подход должен быть разным к девочкам и мальчикам, из ребят нужно растить мужчин, которые всегда подставят девочке плечо в прямом и фигуральном смысле, – говорит педагог. – Нужно всегда стараться понять детей. Меня с моими учениками разделяют десятки лет, но даже в своем возрасте во время общения с ними мне кажется, что мы на одной волне. Они сами мне об этом говорят. С каждым днем я все больше люблю свою профессию, люблю детей.

– Они зовут вас Толь Толич…

– Или просто Толич.

– Как вы к этому относитесь?

– Я не считаю, что это из разряда панибратства. Они же не в глаза мне это говорят, но я краем уха слышу порой и это совсем не обидно.

– Вы жесткий или мягкий педагог?

– Довольно мягкий. Нужно привить детям любовь к предмету, заинтересовать их, тогда проблем не будет, их и нет. Дети бегут на мои уроки, у них горят глаза. А я готов за эти горящие глаза отдать все на свете.

– То есть можно сказать, что дети любят уроки физкультуры?

– Дети очень любят эти уроки, чему я очень и очень рад. Я вообще считаю, что не стоит недооценивать уроки физкультуры, пропускать их. Они направлены не только на сохранение и укрепление здоровья, но и повышают уровень общительности, социальной активности, работоспособности в изучении школьных дисциплин.

– Вы подготовили десятки призеров физической культуры и спорта Всероссийского и регионального уровня. Как удается добиться таких блестящих результатов?

– Только с помощью мотивации. Когда детям интересно и они могут увидеть конечный результат своего труда, тогда и работают с полной отдачей.

В 2023 году мои пятиклассники стали победителями регионального этапа Президентских спортивных игр, которые проводились в лагере «Орленок» в Туапсе. В течение всего сентября мы соревновались, отдыхали и выступали, была очень насыщенная программа.

Также неоднократно становились победителями областных соревнований по многим видам спорта: баскетболу, волейболу, футболу. Команда Катынской школы всегда принимает участие в этих соревнованиях.

– Вы назвали командные виды спорта. Секции ведете тоже вы?

– Конечно. То есть помимо занятий дважды в неделю ребята приходят поиграть в баскетбол, волейбол, футбол и настольный теннис. Это мой костяк, 20-25 ребят, которые участвуют в различных состязаниях.

Увидеть, вырастить и достичь

– Анатолий Анатольевич, у каждого ребенка свои способности как к точным, так и гуманитарным наукам. Со спортом также. В каком возрасте вы замечаете склонность ученика к тому или иному виду спорта?

– В 5-6 классе еще приглядываюсь, отбираю, а уже в 7 целенаправленно начинаю с ними работать, дети на соревнования начинают выезжать. Раньше у меня была одна команда, а теперь две возрастные группы – младшая, очень хорошая, туапсинская, 12- 13 лет и старшая, 14-17.

– А у их учителя есть разряды по видам спорта? В каком из них вы достигли успеха?

– Мой любимый вид спорта – легкая атлетика, королева спорта. Я занимался метанием молота, не очень известным видом спорта. Это было и моей специализацией в институте. Многому пришлось учиться и самому, ведь учитель физкультуры должен знать и уметь то, чему ему предстоит научить детей. Это спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика. Я вместе с детьми шел к этому. Если в институте у меня были какие-то прорехи, позже я компенсировал это вместе с ребятами.

В 2014 году сдал на золотой значок ГТО, потом повторил свой успех.

– Насколько сегодняшние школьники заинтересованы в том, чтобы получить значок ГТО?

– Стараюсь заинтересовать ребят, рассказать им, что это не только возможность испытать свои силы, но и дополнительный стимул при поступлении в учебные заведения – за спортивные достижения даются дополнительные баллы. И в старших классах большинство пытаются сдать нормативы, а я помогаю.

– Как вы оцениваете уровень спортивной подготовки и состояние здоровья нынешних школьников по сравнению с их ровесниками 30 лет назад?

– Считаю, что физическая подготовленность современных детей стала лучше.

– Ваше мнение идет вразрез с общепринятым, которого придерживаются медики. Они считают, что дети много сидят за компьютером, мало двигаются, имеют лишний вес и связанные с этим проблемы.

– Возможно, потому, что я работаю именно с сельскими ребятами, вижу детей активных, подтянутых, физически развитых. Думаю, что у них есть несомненные преимущества – свежий воздух и необходимость помогать на приусадебных участках. К тому же эти дети целеустремлённее.

– Как много детей освобождены от физкультуры?

– В каждом классе 2-4 ребенка, в основном после операций и по ряду других причин. Но так было всегда, и число их не меняется.

Классный папа

Женщин-педагогов нередко называют вторыми мамами. Думаю, что и мужчины, работающие с детьми, вполне могут претендовать на это звание. И не обязательно имеющие классное руководство.

Анатолием Анатольевичем было обучено и воспитано не одно поколение катынских ребятишек. Им он отдавал свои знания, опыт и душу. А для своей единственной дочери Виктории он самый классный в мире отец.

– Идут ли бывшие ученики по вашим стопам?

– Очень многие! Практически каждый год выпускники поступают в институт физкультуры и спорта. И если раньше это были только парни, то потом эту профессию стали выбирать и девочки. У меня собралась отличная команда девчат-спортсменок – одни в прошлом году закончили вуз, другие учатся сейчас, третьи в этом году поступили.

– Возвращаются ли они педагогами в школу?

– Да, вот в прошлом году Полина Петроченкова окончила физинститут и пришла работать заместителем директора в Сметанинскую школу. Дима Родионенков преподает в одном из средних учебных заведений города.

– Пошли ли члены вашей семьи по вашему пути?

– Дочь выбрала творческую специальность, а вот внучка Лана учится в СмолГУ на факультете иностранных языков, возможно, она свяжет свою жизнь с педагогикой. Внук Влад учится в 9 классе и с будущей профессией пока не определился.

– У вас немало наград за многолетний труд. Наверное, есть среди них самые значимые.

– Мне, как, пожалуй, каждому педагогу важны в первую очередь успехи моих воспитанников. Их победы – лучшая награда!

В этом году на районном мероприятии, посвященном Дню учителя, за добросовестный и безупречный труд, профессиональное мастерство мне вручили нагрудный знак «За верность профессии». Это тоже было приятно.

– И это не единственная праздничная дата в октябре…

– Да, 13 октября я отметил очередной день рождения. Очень трогательными были поздравления близких, друзей, коллег и моих учеников.

– Если есть свободное время, как вы предпочитает его проводить?

– На даче. Я очень люблю работать на земле. Это у меня еще из деревни, считаю себя сельским жителем. Огородом занимаюсь я, заготовками – жена. Все делаем вместе.

– Анатолий Анатольевич, задам вам вопрос, ответ на который знаю заранее. И касается он счастья.

– Я счастливый человек. Прожил в браке 44 года, а познакомились мы с Татьяной Ивановной почти полвека назад в сельском клубе. У меня прекрасная семья, хорошая работа, я люблю своих родных, люблю свою профессию, свой коллектив, своих учеников.

– Анатолий Анатольевич, мы от всей души поздравляем вас с днем рождения и достойной наградой. Пусть вас не подводит здоровье, новости будут только позитивными, а спортивные достижения учеников еще не раз станут подтверждением вашего высокого профессионального педагогического мастерства.

Елена ТРУФАНОВА