Человек, который видел жизнь длиной почти что век, достоин почета и уважения. И неважно, совершил ли он какой-то особый героический поступок или нет, достаточно того, что им пройден долгий интересный путь, который в любом случае не был простым.
Немало в жизни пришлось пережить и нашей сегодняшней героине Софье Ефимовне Куцегреевой, жительнице деревни Моготово Талашкинского сельского поселения, для которой нынешний год стал юбилейным. 30 июля она отметила свое 95-летие.
По доброй традиции поздравить юбиляршу со знаменательной датой приехали представители Администрации Смоленского района – заместитель главы района Ирина Голактионова и председатель комитета по образованию Администрации района Ирина Лонщакова, которые передали ей теплые слова и пожелания от главы района Ольги Павлюченковой.
Не очерстветь душой
За плечами у Софьи Ефимовны большая и богатая на события жизнь, в которой переплелись счастливые и горестные моменты. Ее поколение жило в гуще больших исторических событий. На собственном опыте оно познавало мудрость жизненной науки. Наша героиня с честью прошла выпавшие на ее долю испытания и выстояла, не очерствела душой.
Родилась Софья Калмычкова (девичья фамилия нашей героини) в деревне Кисели Монастырщинского района в многодетной крестьянской семье. Ее отец и мама были колхозниками и воспитывали трех дочерей. Сонечка была самой младшей.
– Мы были бедные, но дружные, – вспоминает она. – Умели и трудиться, и делиться друг с другом. Не могу сказать, что меня больше сестер баловали, в то время не до забав было…
К концу сороковых жизнь в деревне стала налаживаться: колхозы приобретали технику, за работу начислялись трудодни, на них выдавалась натуроплата. И никто не догадывался о надвигавшейся беде для всей страны. Но она пришла.
Нет, пожалуй, ни одной семьи, где не живут воспоминаниями о тех страшных, наполненных болью, страхом и горечью годах. Немало таких эпизодов и у нашей героини, только говорить о них она лишний раз не хочет: сюжеты из опаленного войной прошлого до сих пор заставляют ее плакать.
– Деревня наша была по меркам того времени средней, сорок дворов, и все мы, узнав о начале войны, собрались в Доме колхозника, – говорит Софья Ефимовна. – Вскоре стали призывать молодежь и уже семейных мужчин. Помню, как я плакала и просила отца не оставлять нас, ему уже было 49 лет. «Разве ж можно такое допустить, чтобы не идти не фронт, а кто же вас защитит?» – ответил он.
В оккупации
Семья Калмычковых всю оккупацию прожила в родной деревне. В их доме, как и в других хатах, поселились захватчики. «Капут Сталину!» – любил приговаривать их «постоялец».
– В каком страхе приходилось нам жить! – восклицает Софья Ефимовна. – Вся молодежь разбежалась, пряталась в лесу, и мы, младшие дети, украдкой носили им еду. Одну девушку все же поймали и отвезли на работу в Германию. После войны она вернулась.
В деревню приходили партизаны, между ними и немцами нередко происходили бои. Мы тогда лежали на земле, укрыв головы руками, пули летели через деревню, но, к счастью, никто не погиб. Еще помню, как нас заставляли чистить дорогу. Снегу в 1941 году намело так много, что фашистская техника не могла проехать.
Домой!
Все ближе слышались раскаты наших орудий. Повинуясь инстинкту самосохранения, деревенские жители покинули свои дома и ушли в лес.
– Дожидаясь наших, мы жили в лесу в окопах, – вздыхает моя собеседница. – Костры жечь было нельзя, чтобы не привлечь немцев, и мы согревались в одеялах, что прихватили дома. От голода спасали наши буренки. Мы тут же пасли коров и доили их. Молоко и было нашей едой.
В один из дней местные жители увидели людей в форме. Это наши солдаты прочесывали местность в поиске людей.
– Помню, как одна девочка, звали ее Женей, со слезами кричала: «Ой, кого я вижу!» Бойцы были уставшие, но улыбались нам. Мы принесли им молоко в кринке и услышали в ответ: «Ваша деревня первая, где нас так хорошо встречают», – делится Софья Ефимовна. – Кисели наши остались нетронутыми, а соседние деревни полыхали.
Солдаты сначала проверили, не заминированы ли дома, а потом разрешили им вернуться. В одной хате, проверяя подпол, они обнаружили немца, который, видимо, в спешке не успел уйти. Поставив его перед толпой женщин, бойцы сказали: «Делайте с ним что хотите».
Глядя в глаза врагу, измученные месяцами оккупации, получившие похоронки на своих близких мужчин, те ответили: «Мы не сможем взять грех на душу, мы не такие, как наши враги».
Позже пленный враг был расстрелян.
Работа, работа до пота
Пришло освобождение на родную землю, вернулись люди в свои дома. Для них началось трудное время восстановления народного хозяйства.
– Несмотря на возраст, мы работали ночами, сортировали рожь, порой засыпали на куче зерна, так председатель, вернувшийся раненым с войны, все просил нас: «Детки, вставайте, все это нужно для фронта». И мы вставали, и делали трудную работу, жали, косили, молотили… У меня до сих пор порезы от серпа на руках остались, – говорит труженица тыла, ветеран Великой Отечественной войны.
Плохо было с едой. Питались мороженой картошкой, ели паленый хлеб.
– Когда поля с рожью горели, часть зерна оставалась, мы его собирали и перемалывали на муку, тот хлеб и называли паленым, – поясняет Софья Ефимовна.
И даже в этих условиях не терялось желание учиться. По ночам подростки работали, а днем ходили в школу. Из обуви – только резиновые «греки», из верхней одежды – платья и кофты матерей или старших сестер. Учили сельскую ребятню пришедшие с фронта учителя. И не только школьным дисциплинам. Хотя, по правде сказать, выросшие и раньше времени повзрослевшие дети и сами могли много о чем рассказать…
53 года у школьной доски
Окончив семилетку, в 1947 году Софья Ефимовна поступила в Соболевское педагогическое училище. По распределению была направлена учителем начальных классов в Моготовскую школу. Здесь она проработала 53 года!
– Я очень любила детей и ученики меня любили, а их родители уважали, – делится педагог. – Много наград у меня было за мой труд, но меня это мало интересовало. Главным для меня было заслужить любовь детей и уважение родителей. Помню свои первые выпуски, потом мои взрослые ученики приводили ко мне уже своих деток, а позже и внуков. Начинала я работать в семилетней Моготовской школе, потом она стала средней, даже в новом здании довелось 13 лет потрудиться.
Так целых три поколения жителей Талашкинского поселения получали свои первые знания о мире и жизни у Учителя Софьи Ефимовны Куцегреевой. Для каждого из них она была второй мамой, в меру строгой, в меру требовательной, в меру справедливой.
Ее бывшие ученики и сегодня не забывают своего первого учителя, приходят навестить, звонят, чтобы справиться о здоровье.
Педагоги и ученики ее родной школы дарят Софье Ефимовне букеты цветов и самые теплые пожелания в ее любимые даты: 1 сентября, День учителя и праздник последнего звонка.
И в такие минуты учитель как никогда чувствует, что вся ее жизнь, открытая и щедрая, прошла не зря.
Так случилось, что в доме, в котором педагог проводила бОльшую часть своего времени, она встретила и свою судьбу. Муж Петр Дмитриевич работал в Моготовской школе учителем военной подготовки и ИЗО. В семье родились две дочери – Ольга и Елена.
Сегодня настало их время заботиться о маме, окружать ее любовью и вниманием. И пожилая женщина не устает благодарить судьбу за жизнь, наполненную теплом сердец ее близких и родных.
Дожив до почтенного возраста, Софья Ефимовна остается бесконечно светлым, добрым, позитивным человеком, сохранившим живой интерес и любовь к жизни. Может, как раз в этом и кроется секрет ее долголетия? И пусть ее голову уже покрывают седины, лицо глубокие морщины, да и здоровье уже не то, что в молодости, она не теряет бодрости духа и как в былые времена старается самостоятельно справляться со всеми повседневными заботами.
Мы присоединяемся ко всем пожеланиям, что принимает в эти последние июльские дни Софья Ефимовна и от всего сердца желаем ей крепкого здоровья, бодрости духа и всего самого доброго.
Елена ТРУФАНОВА