По традиции в конце апреля – начале мая на территории одного из районов Смоленской области проходит Международная «Вахта памяти», организованная Общероссийским общественным движением «Поисковое движение России». В нынешнем году она прошла в Угранском районе.

Одним из участников «Вахты памяти» стал поисковый отряд «Хутор Рай». И сегодня гость нашей газеты – его командир, атаман казачьего хутора Рай Денис Иванович Горбачев.

– Денис Иванович, нынешний год юбилейный и для самого хутора, и для поискового отряда…

– Да, 15 лет назад, в 2009 году на территории деревни Рай Смоленского района был организован наш казачий хутор, который вошел в состав смоленского отдела центрального казачьего войска. В 2017 году на базе хутора было принято решение создать кадетский класс, в который вошли не только дети казаков, но и других жителей. А в следующем году состоялось первое знакомство кадетов-казаков с практической поисковой работой на традиционных военно-полевых сборах, в которых хутор Рай активно принял участие по приглашению казаков хутора Вяземского. Ребята заинтересовались процессом поисковых работ.

Затем мы провели мероприятие, посвященное поисковому движению на Смоленщине, гостями которого стали директор Центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Долг», руководитель «Вахты памяти» на территории Смоленской области Нина Германовна Куликовских и представители молодежных поисковых отрядов.

Итогом этой встречи стало серьезное рассмотрение вопроса о дальнейшем сотрудничестве личного состава хутора Рай с поисковым движением. Подали документы, и в марте 2019 года нас официально приняли как штатную боевую единицу – поисковый отряд «Хутор Рай», выдали паспорт отряда, взрослым – удостоверения поисковиков. И первая наша «Вахта памяти» прошла в апреле-мае того же года в Сычевском районе.

С тех пор мы приняли участие в восьми Международных «Вахтах памяти», а также проводили самостоятельные полевые выходы.

– Как вы отметили первый юбилей – 5-летие отряда?

– 30 марта на базе Смоленского казачьего института промышленных технологий и бизнеса (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)» прошло открытие и освящение музея, посвященного героической обороне Смоленщины в годы Великой Отечественной войны. В экспозиции музея представлены элементы вооружения и обмундирования времен войны, обнаруженные и поднятые казаками поискового отряда в рамках «Вахты памяти», а также фотоматериалы о реальной поисковой работе отряда.

Желание ознакомить подрастающее поколение с деятельностью нашего отряда, с идеологией поискового движения была у нас давно. Так, мы создали передвижную выставку, с которой периодически приходили в учебные заведения. Из-за пандемии эта деятельность прекратилась. А потом, дал Бог, появилась возможность для создания полноценного музея.

Подготовительные работы к его открытию провели бойцы нашего поискового отряда, все стеллажи сделаны своими силами. Не хотелось бы показаться пафосным, но мы уверены, что неразрывная связь поколений сохраняется, только если молодежь будет осознавать и бережно хранить свою историю, научится отдавать должное уважение героическому прошлому своего народа.

«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», – эта крылатая фраза, которую произнес великий русский полководец А.В. Суворов, сегодня является руководством к действию для всех нас. Участие в поисковом движении – это прикосновение к живой истории, которое дает возможность ощутить сполна трагичность военных событий и увековечить память людей, отдавших свою жизнь ради нашей жизни, прах которых, к сожалению, не предан земле с подобающими тому почестями.

– Часто удается поднять и опознать солдат?

– За пять лет мы подняли останки 44 бойцов РККА. Но опознать удается не всех. К сожалению, не всегда находятся документы, бывают пустые солдатские медальоны или такие, которые невозможно прочесть даже в лаборатории. А красноармейские книжки, введенные во время войны вместо медальонов, практически не сохраняются. Есть, правда, иногда шанс опознать воина по наградам, по личным подписанным вещам. И если такое удается, начинается работа по поиску родственников погибшего, что тоже достаточно сложно. Но даже если погибшего героя не удается опознать и передать его останки родственникам или захоронить в их присутствии, то самое главное, что он будет захоронен с полагающимися ему почестями.

Так, во время нынешней «Вахты памяти» всеми ее участниками было поднято более 160 бойцов, а имена пока удалось установить только для двоих. Наш отряд в этот раз поработал, на первый взгляд, безрезультатно, но на самом деле это не так – теперь мы точно знаем, что там, где мы прошли, останков солдат нет.

– Какая находка вам запомнилась больше всего?

– Они все запоминаются. Вот как забыть, когда один из солдат «пришел» к нам на Пасху? Как забыть поднятого солдатика, совсем мальчишку, погибшего за Родину в 18 лет? Как забыть лица родственников, которые всю жизнь ждали известий о своих погибших близких и благодаря твоим усилиям смогли достойно предать их земле? А в апреле прошлого года, аккурат в Вербное воскресенье, в урочище Панфилово Вяземского района произошла очень символическая для нашего казачьего отряда находка – алюминиевый солдатик казак-кубанец на коне. Видимо, для кого-то из солдат это был талисман из дома, а теперь он стал нашим талисманом. Так что запоминается каждая находка, как и эмоции, ее сопровождающие – горечь от того, что эти люди погибли во время жесткого противостояния с врагом, и радость, что наконец-то они будут захоронены с воинскими почестями, как и должно быть.

– А «черные копатели», ищущие военные артефакты для наживы, сильно мешают настоящей поисковой работе?

– Мешают, конечно. В основном в том, что, поскольку им нужны какие-то ценные вещи, которые можно продать, они разрушают захоронения, разбрасывают останки солдат. Мы ведь, когда работаем, стараемся аккуратно собрать каждую косточку, чтобы достойно похоронить солдата и чтобы не упустить ничего, что может помочь его опознать.

Вообще продавать найденные артефакты – такое никому из настоящих поисковиков в голову не придет. Это как продать свою совесть!

– Спасибо за интересный разговор, Денис Иванович! Сил и мужества вашему отряду в поисках и значимых находок во имя памяти наших героических воинов!

Ольга КОЛЫШКИНА