Дню социального работника посвящается
Недаром говорят: «Дома и стены помогают», поэтому многие пожилые люди, даже с трудом способные сами себя обслуживать, категорически отказываются переезжать в стационарные учреждения. И тогда им на помощь приходят социальные работники – сотрудники Смоленского комплексного центра социального обслуживания населения.
Деятельность учреждения, в первую очередь, направлена на максимально возможное продление пребывания пожилых людей и инвалидов в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.
За годы работы в Центре сложился дружный коллектив единомышленников, объединенных одной целью – помочь смолянам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, в обеспечении их жизненно важных потребностей и решении самых разных житейских проблем. Многие сотрудники работают здесь по 15-20 и более лет, накопили огромный опыт общения с пожилыми людьми и инвалидами.
Вообще профессия социального работника – это именно призвание, особое состояние души, ведь соцработнику нужно уметь с нуля выстраивать отношения со своими подопечными, учитывать возрастные изменения и нарушения в их здоровье, быть неизменно чутким и внимательным. Понятно, что это требует серьезных психологических усилий и огромной любви к людям, зачастую больным и одиноким, пережившим немало невзгод.
Далеко не каждому дана такая способность к сочувствию, сопереживанию, поэтому «случайные» сотрудники в Центре не задерживаются, а про тех, кто остается, можно смело сказать – человек на своем месте.
С некоторыми из этих преданных своему делу людей мы хотим вас познакомить. Разные жизненные пути привели их на работу в Центр соцобслуживания. Но, общаясь с этими женщинами, еще раз убеждаешься в истинности поговорки «От судьбы не уйдешь», ведь именно на этой работе они нашли свое призвание.

«Чувствую себя нужной»
Ольга Витальевна Сычева, уроженка деревни Купники, прежде чем стать соцработником, успела окончить училище и поработать поваром, а потом получить высшее экономическое образование в Смоленской государственной сельскохозяйственной академии. Поработать экономистом ей не пришлось, но, как мы увидим, обе полученные профессии ей пригодились.
«В 2010 году в нашей деревне и в окрестных населенных пунктах уже было немало пожилых людей, которым требовалась помощь в житейских делах, – вспоминает Ольга Витальевна. – Соцработника у нас тогда не было, искали человека на это место. И когда я узнала об этой вакансии, решила попробовать себя на новом поприще. Поначалу было страшновато, справлюсь ли? Хотя у меня мама тоже в возрасте, так что потребности пожилых людей я понимала. Ну а потом я, что называется, вжилась в эту работу, полюбила ее и теперь уже просто не представляю, что могла бы работать где-то в другом месте. Здесь ты чувствуешь, что действительно делаешь нужное людям дело, что тебя ждут и тебе радуются.
Со всеми моими подопечными мы стали не просто соцработником и обслуживаемым, а по-настоящему близкими людьми. Конечно, вначале всегда идет период привыкания, не все сразу проникаются к тебе доверием, да и тебе нужно время, чтобы понять характер подопечного, найти к нему подход, определить его потребности. А потом, когда возникает доверие и понимание, работать становится легко и интересно».
Сейчас у Ольги Сычевой восемь подопечных из трех деревень – Купники, Дивасы и ДРСУ. Возраст – от 58 до 83 лет. И, по ее словам, пожилым людям зачастую нужны не столько бытовые услуги, сколько общение.
«Конечно, важно принести продукты, лекарства, помочь по дому, но также нужно и поговорить с человеком, рассказать что-то интересное, посочувствовать ему, разделить его радость или печаль. Недостаток общения – это «больное место» многих пожилых людей, у которых зачастую дети живут далеко, друзей осталось мало, а физические возможности не позволяют надолго выходить из дома. Не раз случалось, что я хватаюсь за какую-то работу по дому, а бабушка меня останавливает: «Да это не к спеху, ты лучше посиди, поговори со мной». А одному из своих подопечных я помогла наладить связь с сыном, прерванную много лет назад из-за нелепой ссоры. Нашла этого человека через интернет, связалась с ним, и оказалось, что он тоже сожалеет и хочет общаться с отцом. Теперь они постоянно созваниваются, а значит, пожилой человек уже не чувствует себя одиноким», – делится Ольга Витальевна.
Бывают и такие интересные просьбы, как приготовить какое-то блюдо, рецепт которого вычитали в журнале. Тут соцработнику помогает навыки и знания поварского искусства.
«Могу оценить, насколько хорош рецепт, нужно ли что-то в нем изменить, чтобы получилось действительно вкусно», – продолжает рассказ Ольга Сычева.
Вообще, у социального работника в сельской местности – своя специфика. Так, например, в Купниках нет магазина, и за продуктами приходится ездить в город. На это уходит дополнительное время, особенно если у подопечного появилось какое-то особое желание.
«Но ты понимаешь, что у пожилого человека не так много радостей в жизни и стараешься доставить ему удовольствие. Плюс надо думать, как сочетать цену и качество продуктов – пенсии у сельских жителей невысокие, но питаться надо разнообразно. Вот и выгадываешь, чтобы и вкусно, и недорого. Тут, наверное, мое экономическое образование мне в помощь, – улыбается Ольга Витальевна. – А то, что я сама выросла в деревне, помогает ухаживать за их цветниками и огородиками, ведь человеку, который привык работать на земле, даже в пожилом возрасте трудно отказаться от этого, хочется и цветов красивых у дома, и зелени своей с грядки».
Кроме того, надо внимательно следить за состоянием здоровья пожилых людей. Деревенские жители порой в лучшем случае выпьют таблетку, а то и вовсе будут ждать, когда само пройдет.
«И тут требуется быть убедительной и настойчивой. Так, однажды я уговорила-таки одну из бабушек, когда у нее были боли в животе, и отвезла ее в больницу – оказалось, что ей необходима срочная операция, и промедление могло бы привести к непоправимым последствиям. Так что и уговариваешь обратиться к врачу, и сопровождаешь, и навещаешь потом, если потребовалась госпитализация. Знаете, зачастую соцработник становится для своего подопечного ближе, чем родственники, больше знает о нем и понимает его нужды. Мы с моими бабушками и дедушкой постоянно на связи, и если у них что-то случается вне дней посещения, я всегда могу им помочь», – говорит Ольга Сычева.
Семья Ольги Витальевны с пониманием относится к ее нелегкому труду, к постоянной готовности сорваться на помощь подопечным. Две дочери – 8 и 12 лет – гордятся, что мама занята таким важным делом, а старшая уже и настоящей помощницей стала. К слову, в школе у девочек ежегодно проходит День мам, когда те рассказывают о своей работе, и Ольга уже не единожды посвящала ребят в тонкости профессии соцработника, помогала детям почувствовать важность уважительного и сострадательного отношения к пожилым. И не исключено, что кто-то из нынешних школьников, перед которыми выступала Ольга Сычева, в будущем тоже займется этим важным делом – помощью нуждающимся в ней людям.

«Они для меня как родные»
О том, что для пожилых людей крайне важны как физическая помощь, так и общение, говорит и Светлана Ивановна Фоменкова: «И неизвестно даже, что важнее. Понятно, что без продуктов и лекарств человек прожить не может, но и без возможности с кем-то поговорить, обсудить свои проблемы, поделиться чем-то он начинает чахнуть».
Для Светланы Ивановны, по образованию техника-технолога общественного питания, социальная работа началась как совмещение. Она работала технологом в кафе, а в свободное время ухаживала за своими соседями – пожилой парой Геннадием Александровичем и Ольгой Григорьевной: «Мы и до этого очень с ними сблизились, своих детей у них не было, и я им стала как дочка. А когда они стали нуждаться в помощи, конечно, я не могла остаться в стороне. А через какое-то время я осталась без основной работы, и мне предложили официально оформиться к ним соцработником. Сначала думала – помогать им все равно буду, а оформляюсь временно, пока не найду другое место. Но не зря говорят: «Нет ничего более постоянного, чем временное» – вот и я постепенно втянулась в эту работу. И когда в 2010 году была реорганизация социальной службы, я без сомнений оформилась на работу в Смоленский ЦСОН».
К этому моменту у нее было уже несколько подопечных и люди, нуждающиеся в помощи, просили, чтобы Светлана Ивановна взяла их на обслуживание.
«И как я могла им отказать? Ведь вот смотрите, например, поселок АЗС – магазина нет, поликлиника в Печерске, в аптеку долгое время также приходилось ездить в Смоленск. Похожая ситуация в деревнях Кувшиново и Липуны, в ДРСУ небольшой магазин есть, но до него тоже нужно дойти. Как в этой ситуации пожилому, не очень здоровому человеку справиться с бытовыми нуждами? Даже в самом Печерске, где «цивилизации» побольше, есть люди, которые по состоянию здоровья не выходят из дома», – продолжает свой рассказ Светлана Фоменкова.
Так и набралось у ее подопечных на полную ставку. Правда, соцработник старается слово «ставка» не употреблять, это ведь не абстрактные единицы, а люди, каждый со своей судьбой, зачастую нелегкой, со своим характером, к которому нужно было приноровиться.
«Сейчас при полагающихся восьми подопечных у меня их девять. Девятая, пожилая женщина из Печерска, узнала обо мне в поликлинике и очень просила взять ее на обслуживание. Я сначала предлагала ей выбрать другого соцработника, но когда человек так доверяет именно тебе, трудно остаться равнодушной. Теперь стараюсь никого не обделить вниманием, хотя это и непросто», – отмечает Светлана Ивановна.
Вообще расстояние и время – серьезные сложности для соцработника в сельской местности. В некоторые населенные пункты даже автобусы не ходят, продукты приходится закупать в соседних деревнях, а ведь еще нужно и помочь человеку по дому, и пообщаться с ним.
Светлану Фоменкову – а значит, и ее подопечных – выручает то, что она опытный водитель, на машине удается всех объехать и всё успеть. А приходится ведь и воду из колонки принести (не во всех деревнях есть водопровод), и доставкой дров озаботиться. А еще рецепты на льготные лекарства получить, в аптеку заехать, коммунальные услуги оплатить…
«Но самое тяжелое в нашей работе – это не физические усилия, а печаль, когда твои подопечные уходят. Ведь не только мы становимся частью их жизни, но и они – нашей, – говорит Светлана Ивановна. – Я ведь о своих бабушках и дедушках знаю очень много – есть ли дети, хорошие ли внуки, чем человек интересуется, что любит. Есть и совсем одинокие, тогда они еще больше к тебе привязываются, и ты отвечаешь тем же. Поэтому не каждый сможет удержаться на этой работе, где надо впустить в свою душу посторонних людей, зачастую с непростым характером, стать им надежной помощницей и добрым другом. Я ведь даже в отпуске нередко обзваниваю своих бабушек и дедушек – интересуюсь, все ли в порядке, как себя чувствуют? Все они уже для меня как родные!»
С благодарностью за доброту и отзывчивость!
Мои собеседницы о каждом своем подопечном рассказывают с теплотой, искренне переживают за них. И я поняла: забота о благополучии людей, которые от них зависят и в физическом, и в моральном плане, действительно становится для настоящих соцработников не просто работой, а потребностью души. Именно такими являются Ольга Витальевна Сычева, Светлана Ивановна Фоменкова и, уверена, все сотрудники Смоленского КЦСОН.
Спасибо вам! И пусть хватает у вас сил, мужества и терпения в вашем нелегком, но очень нужном людям труде! Здоровья, радости и благополучия вам и вашим подопечным! С праздником, замечательные наши соцработники!
Ольга КОЛЫШКИНА