Педагогу Стабенской средней школы с 28-летнем стажем Маргарите Евгеньевне Вортляк удается совмещать профессию учителя начальных классов и социального педагога. И для всех воспитанников она находит нужные слова. Какие — мы и узнали во время интервью.
— Маргарита Евгеньевна, почему много лет назад вы сделали выбор в пользу педагогики?
— Я последовала совету родителей, которые увидели мою склонность к работе с детьми и посоветовали поступить на тот момент в Смоленский пединститут. Я никогда не жалела об этом выборе. Работу свою люблю. А школа — это моя жизнь и мой второй дом. Именно здесь я провожу большую часть времени. Хотя именно в Стабенскую школу меня привел случай — я пришла устраиваться сюда пионервожатой, а вышло так, что меня взяли на должность учителя начальных классов, которая в тот момент уходила в декретный отпуск.
— Каково это работать — в начальной школе, с самыми маленькими учащимися?
— Работа с детьми требует повышенной ответственности. Ведь они очень доверчивы, поэтому нельзя подвести ни их, ни их родителей, которые поручили тебе заботу о самом дорогом для них. Хотя первое время было очень страшно и волнительно — надо было найти контакт со вчерашними дошколятами, завоевать их авторитет, заинтересовать. Показать, что ты знаешь много интересного. Использовала (и продолжаю использовать) разнообразные формы обучения — рисую наглядные пособия и организовываю познавательные игры.
— Дети сейчас другие, чем 10-20 лет назад?
— Другие, они более активные, начитанные, владеют интернетом и черпают оттуда много информации. Поэтому педагогу также приходится соответствовать — постоянно учиться, находиться в поисках увлекательной информации и заданий. К каждому ребенку нужен свой подход, даже если он хорошо учится и дисциплинирован — все равно нужно уделять ему внимание. И чаще хвалить, а не ругать.
— А как работаете с родителями?
— Это также очень ответственный и важный момент в педагогике. Для взрослого его ребенок — самый лучший на свете. Поэтому не забывать в присутствии родителей хвалить их детей, если есть склонности к дисциплинам или творчеству — советовать развивать их. При наличии проблем очень аккуратно в личном диалоге обращать внимание на эти моменты.
— Держите связь с бывшими выпускниками?
— Конечно! Со слезами на глазах расстаемся с учащимися начальной школе и провожаем их на ступень выше. Ведь это тоже твои дети, к которым привык и которых полюбил. У меня выпускные альбомы хранятся среди семейных фотографий. К новым первоклассникам поначалу сложно привыкнуть. А пятиклассники первое время часто заходят и рассказывают о своей новой школьной жизни.
-Вы еще и социальный педагог, больше стало семей, которые нуждаются в Вашем особом внимании? (Социальный педагог работает с детьми и неблагополучных, неполных и малообеспеченных семей, с детьми, имеющими проблемы с дисциплиной и успеваемостью — прим авт).
— Да, больше детей из неполных семей, больше разводов, а дети болезненно реагируют на это. Каждый ребенок хочет жить в семье, и расставание родителей – это трагедия, о которой ему больно вспоминать. Кто-то из одноклассников вольно или невольно может напомнить ребенку об этом, в результате тот начинает проявлять агрессию или наоборот, замыкается в себе, начинает плохо учиться. На детях сказывается занятость родителей, некоторые целыми днями находятся на работе, а у кого-то из взрослых просто нет желания заниматься воспитанием подрастающего поколения. Есть и родители, которые злоупотребляют алкоголем…
— Как такие дети выявляются?
— Их видно сразу. По поведению — ведут себя вызывающе, становятся грубыми. Оставшись без родительской заботы и ласки, они своим поведением «кричат», чтобы на них обратили внимание. Неблагополучие сказывается на внешнем виде, у ребенка падает успеваемость, нередко он появляется на уроках без школьных принадлежностей.
— Есть ли универсальный рецепт — как спасти ребенка?
— Такого рецепта нет, к каждому нужен свой подход, на кого-то надо строго посмотреть, с кем-то пошутить и развеселить. Основная задача социального педагога — спасти ребенка, мы всегда на его стороне. Я навещаю семьи, разговариваю с преподавателями, если есть проблемы с одноклассниками — иду в класс и встречаюсь с детьми. При необходимости к процессу привлекаются сотрудники полиции.
— Самое главное — сохранить семью?
— Совершенно верно. И другого варианта быть не может. Даже ребенок из неблагополучной семьи никогда не скажет о том, что его родители плохие. Для него они самые лучшие. Поэтому ребенку лучше жить в родной семье. Отмечу, что в моей практике не было запущенных случаев и лишения родительских прав.
— Какие слова находите для родителей?
— Призываю их: обратите внимание на своего ребенка, ведь его судьба в ваших руках, не школа, а именно вы, прежде всего, ответственны за своего сына или дочь. Как бы педагоги ни старались – все идет из семьи. Мы говорим о недопустимости курения и употребления алкоголя, но важно, чтобы и родители придерживались такой же позиции.
— А ребенку что вы говорите?
— Какой ты замечательный! Как хочется, чтобы у тебя все получилось, было все хорошо! Стараешься поддержать ребенка, найти те самые теплые слова, чтобы улыбка вновь засияла на его лице. Нет, кнут в такую минуту не нужен…
-Маргарита Евгеньевна, поделитесь, о чем мечтаете?
— Чтобы у каждого ребенка благополучно сложилась судьба, и каждый нашел свое место в этой жизни. Очень приятно и ценно, когда бывшие выпускники находят меня в соцсетях, делятся своими успехами. И радостно, когда они приводят в мой класс уже своих детей. Видишь эти глаза и улыбку, вспоминаешь отца или мать малыша и думаешь «Ну как же похож»!
Олеся Томашова.