Наши предпочтения формируются в глубоком детстве. Круг интересов четко очерчен половой принадлежностью: футбол, хоккей и машинки – это исключительно мальчишеское, а художественная гимнастика или игра в куклы – для девочек.

Максим Григорьев сломал проверенные и успешно работающие шаблоны, увлекшись в подростковом возрасте…куклами. Спустя годы его хобби трансформировалось в собственное дело, став источником вдохновения и заработка.

О том, как все начиналось, что лежит в основе его увлечения и как чувствуют себя взрослые актеры в роли сказочных персонажей, рассказывает руководитель независимого театра кукол.

«Театр увел меня с улицы»

Максим Григорьев родился и вырос в г. Сафоново. Во время учебы в школе он пришел в театр кукол театр «Кудесники», которым руководил заслуженный работник культуры, педагог высшей квалификационной категории Иван Николаевич Кузнецов. Причем уже с 6 класса мальчик принимал участие в спектаклях не только в родном городе, но и каждое лето ездил на гастроли с театром по Смоленской, Калужской, Тверской областям.

– Максим, что давало вам участие в труппе театра? Помогало раскрепоститься или вы и без этого были достаточно коммуникабельным ребенком?

– Для меня, школьника, это было сродни увлекательному приключению и спасением от скуки и дурных привычек. Думаю, что театр увел меня с улицы. В то время, когда многие ровесники отдыхали в лагерях, я каждое лето работал. В первую очередь мы получали азы актерского мастерства, учились держаться на сцене, развивали память, внимание, воображение, речь, умение работать в команде и строить отношения с людьми вне зависимости от их возраста, общаться стало легче. В неменьшей степени это придало уверенности в себе. Мое увлечение дало еще больший стимул, чтобы развиваться в данном направлении. Благодаря этому я приобрел очень нужные в жизни качества, у меня зародилась предпринимательская жилка.

– В каких спектаклях вам довелось участвовать?

– «Волк и семеро козлят», «Утенок Дорофей», «По щучьему велению», «Как Лиса Медведя обманывала», «Теремок»…

– А какая роль была самой любимой?

– Мне очень нравилось играть медведя. Он такой большой, но очень добрый и справедливый, наверное, мне это близко по характеру.

От мечты до реальности

– Максим, в каком возрасте вы пришли к пониманию, что хотите повторить путь вашего наставника и учителя?

– Поскольку гастроли оплачивались, я откладывал заработанные деньги. В старших классах всерьез стал грезить о своем собственном театре и уже целенаправленно стал копить на мечту. Годам к 17 собрал нужную сумму, чтобы купить кукол, ширму, музыкальную аппаратуру…

– То есть, несмотря на возраст, вы были штатными сотрудниками, имели заработок?

– Да, я работал официально и получал зарплату, она была небольшая, но для школьника вполне нормальная. И к окончанию школы уже твердо знал, чем буду заниматься в дальнейшем.

– Аттестат получен, и вы поступаете…

– У меня было два варианта для получения образования: РГИСИ в Санкт-Петербурге и Смоленский государственный институт искусств. В Северную столицу поехать не смог и поступил в областном центре на отделение режиссуры. С благодарностью вспоминаю своего мастера курса Константина Сергеевича Франка, который поддерживал мои творческие инициативы и давал мотивацию для дальнейшей работы с театром кукол.

– Есть ли у вашего театра название?

– Независимый театр кукол (НТК).

– На какой площадке был дан первый спектакль?

– В последнее школьное лето я уже самостоятельно стал колесить по областям со своим театром. Премьера состоялась в Вязьме, а в Смоленском районе – в районном Доме культуры села Пригорское. Принимали нас очень хорошо.

– Какая кукла положила начало всей труппе?

– Это был медведь, планшетная кукла в 90 сантиметров высотой, такой красивый, как из «Машеньки и Медведя». Первая роль у него была в спектакле «Как Машенька в лес ходила».

У меня планшетный театр. То есть на сцене видны и артисты, и куклы. Представьте себе игрушку, у которой в голове и туловище есть деревянное основание.

— В каком количестве спектаклей задействованы ваши герои?

— Сейчас у нас четыре полноценных спектакля. Это «Машенька и Медведь», «Кот-обормот», «Как Лиса Медведя обманывала», «Зайкина избушка».

– За шесть лет существования вашего театра сколькими куклами она пополнилась?

– Сейчас их более тридцати. Это животные и персонажи известных сказок и стихов.

— Максим, где вы приобретаете кукол и где их храните?

— Раньше кукол покупал у ИП в Воронеже, получал их по почте, по-детски радуясь каждой посылке. Сейчас их делает для нас Ирина Аверкина. Дом у моих кукол вначале был в Центре детского творчества г. Сафоново, сейчас – в Козинском СДК.

– Вы назвали первую куклу планшетной. А какие вообще существуют типы кукол?

– Всего в мире их более десяти видов. Одни из них надеваются на руку, они называются петрушечными или перчаточными. Другие очень крупные, как, к примеру, марионетка Зозобра высотой более 15 метров. Ее создали в городе Санта-Фе для участия в праздничном шествии.А еще есть тростевые (управляемые тростью) и теневые – плоские изображения людей, животных, небесных светил или других героев представления, отбрасывающие тень на экран, являющийся своеобразной сценой. Получили распространение и популярные сейчас ростовые куклы.

Что наша жизнь? Игра!

– Вы в своем театре режиссер, актер, идейный вдохновитель, организатор… Со всем этим справиться непросто. Кто вам помогает?

– А еще я занимаюсь озвучкой, фонограммы пишу сам, за аппаратурой работаю тоже сам. У нас в коллективе четыре постоянных актера и я. Это молодые профессионалы из Смоленского района и из КВЦ им. Тенишевых. Все они люди креативные, заинтересованные в том, чтобы подарить зрителю незабываемые впечатления.

– Театр кукол, безусловно, отличается от драматического или камерного. Что представляет собой роль кукольника?

– В театре происходит перевоплощение героя в сценический образ, у нас – оживление. Актер выходит и держит куклу на руке. И если вначале постановки ребенок смотрит и на актера, и на куклу, то буквально через несколько минут куклы на его глазах оживают, и маленький зритель забывает о том, что она марионетка, что ею кто-то управляет. Теряется ощущение реальности, и два персонажа – актер и кукла – становятся единым целым. И в том, насколько публика нам поверит, и заключается мастерство актера.

– Зритель из зала видит только конечный результат огромной работы всего коллектива. Насколько кукла тяжелая и насколько сложно продержать ее на руке в течение постановки?

– Определенные усилия, конечно, требуется приложить, несмотря на то, что вес их невелик: планшетной – 2 килограмма, гапитной (на тростях) – 1,5-2. Но это уже дело привычки.

– Максим, а где и как находите идеи для новых спектаклей? В Интернете?

– Нет, все замыслы от начала и до конца придумываю и реализую сам. Афиши, сценарии, музыкальное и световое сопровождение личное, авторское.

– Как близкие отнеслись к вашему желанию создать свой театр кукол и насколько разделяют это решение сейчас?

– Родители меня очень поддерживали и поддерживают. Я очень благодарен им за то, что в свое время направили меня именно в театр. А с женой у нас даже были некоторые разногласия относительно новых «жильцов» (улыбается). Во время ковида все куклы хранились у нас дома, и Настя говорила, что не может спокойно ходить по квартире, ей кажется, что они на нее смотрят. То есть она тоже чувствовала, что они живые. Хотя ее работа с творчеством никак не связана.

– А правда ли, что у каждой куклы есть своя душа и свой характер?

– Абсолютная правда! Это еще одна тема для разговора. У меня в институте искусств даже была дипломная работа на тему: «Душа из дерева».

– В чем это выражается?

– Кукла в какой-то момент может «закапризничать», поломаться, на ней вдруг ни с того ни с сего может порваться одежда. Поэтому на гастроли всегда берем с собой набор ниток, иголок и …молоточек. Мы должны уметь быстро и аккуратно зашить, починить, отремонтировать, чтобы зритель ничего не заметил. Недавно были во Ржеве Тверской области, и у нас в течение спектакля порвались две куклы. Мы потом весь вечер их зашивали.

– Поскольку мы говорим о почти живых существах, наверное, уместным будет вопрос и о сроках их жизни? Насколько он долгий?

– Куклы требуют надлежащего хранения и ухода. Их нужно вовремя обрабатывать специальными средствами, пылесосить. Если правильно обслуживать, то срок жизни будет достаточно длительным.

И кукла душу исцелит

– Максим, кто ваш главный зритель? Какой он?

– Это детки от трех до пяти лет. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся – это зрелище превращается для них в настоящий праздник. У нас сложился такой стереотип, что театр кукол театр – для детей. Но если мы посмотрим в историю театра, то увидим, что изначально он был создан для взрослых. Когда взрослые приводят к нам своих детей, они сами смотрят сказку с неменьшим удовольствием и интересом, потому что получают возможность вернуться в своё детство. Если детей спектакли способны воспитать, то взрослым такое искусство исцеляет душу.

Сейчас массовая культура больше носит развлекательный характер. Мы не хотим думать, переживать, нацеливаясь на получение удовольствия. Театр как раз не позволяет этого делать. Он всегда заставляет о чём-то задуматься. Когда взрослый зритель приходит в театр кукол, его душа раскрывается, и слезы на глазах порой говорят сами за себя…Театр лечит души своими сказками.

– Мальчик вырос, но до сих пор играет в куколки, а не в машинки. Что дает вам театр? Вы отыграли постановку, вышли, поклонились, услышали аплодисменты и...

– Зарядился детской энергией и новыми эмоциями. Дети – это самый главный критик, самый честный и чистый, им очень тяжело угодить, они чувствуют фальшь, трудно удерживать долго их внимание, потому и длятся наши спектакли не более сорока минут.

Откуда это у меня? Думаю, что все идет от любви к детям. Сколько бы не было затрачено сил, средств, когда приезжаешь к детишкам, видишь их реакцию, хочется все начать заново.

– А для детей?

– Это новая поучительная история, ведь задача искусства – пробудить чувства. Мы говорим простым языком о сложных вещах. К примеру, сказка «Кот-обормот» – это некая обломовщина для детей.

Кукольные спектакли — это не только развлечение и досуг, но и возможность привить моральные ценности. Просматривая представление, малыш сопереживает героям сказки, усваивает положительные модели поведения, учится различать добро и зло. Через спектакль он узнаёт о предательстве, дружбе, любви.

– Максим, поделитесь своими планами.

– Мы планируем объехать с гастролями детские дома Смоленщины. Их у нас много, к сожалению. Также обязательно посетим соседние регионы. Хотим выиграть грант, нам не помешают новые микрофоны.

– 27 марта в России отмечается День театра. Есть у вас и свой праздник – День кукольника, который празднуется 23 марта. И оба они призваны дарить радость, нести свет искусства и просвещения взрослым людям и особенно самым маленьким зрителям. А это не только большое мастерство, но и огромная ответственность. Я от всей души поздравляю вас с этими праздниками. Пусть вас никогда не покидает вдохновение, находятся силы творить, радуют новые творческие победы. И пусть в любом зале вас ждёт чуткий, понимающий зритель.

– Спасибо. А мне хотелось бы пожелать зрителю побольше хороших спектаклей.

Елена ТРУФАНОВА