В феврале 2019 года Президент России Владимир Путин предложил запустить программу поддержки педагогов в небольших населенных пунктах. Проект работает с 2020 года и получил название «Земский учитель».
Смоленщина присоединилась к его реализации в числе первых. Одной из тех, кто воспользовалась предоставленной возможностью, стала учитель математики Катынской средней школы Анастасия Сергеевна Зуева. С ней — наш разговор о проекте «Земский учитель», школьных буднях и вере в мечту.
– Анастасия Сергеевна, почему Вы решили стать педагогом?
– Учась в школе села Глинка Смоленской области, я мечтала о профессии врача, а в 11 классе вдруг осознала, что хочу связать свою жизнь именно с педагогикой. Мне легко давались точные науки, поэтому в 2017 году я поступила на физико-математический факультет СмолГУ, где получила педагогическое образование с двумя профилями: математика и информатика.
В моей семье не было педагогов до выхода на пенсию по выслуге лет отца, который служил в отделе внутренних дел. Сейчас Сергей Михайлович – учитель физкультуры в д. Болтутино Глинковского района.
Анастасия училась и одновременно подрабатывала в одном из детских садов Смоленска, что еще больше укрепило ее в желании работать с детьми.
Мечты сбываются
Беседую с Анастасией Зуевой и не перестаю удивляться, насколько четко нынешнее поколение умеет ставить перед собой высокие цели и достигать их, не боясь трудностей и препятствий, насколько верно определяет задачи и мотивирует других, насколько способно верить в себя.
– Во время учебы в университете у студентов была возможность поехать в Международный детский центр «Артек». Я загорелась желанием попасть туда. Получилось не сразу, поскольку это был период, когда шло присоединение Республики Крым к России, и связь учебного заведения с Центром была утеряна. Мечта оставалась мечтой. Я училась и участвовала в различных конкурсах, собрала резюме и подала заявку. Буквально через день пришел положительный ответ. Радости моей не было предела! Я подписала контракт сроком на год и улетела за две тысячи километров, даже не задумываясь, – делится молодой педагог.
По словам Анастасии Сергеевны, работа в «Артеке» воспитателем и методистом стала для нее новой ступенью в личностном развитии и временем приобретения необходимого опыта в общении с детьми.
– Мне кажется, мы учились друг у друга правильно строить взаимоотношения в категории ребенок – взрослый, – считает она. – Пришлось поработать и с маленькими детьми, и с ребятами старшей возрастной группы. Все они были разными, инициативные и талантливые, активные и скромные. И некоторые не намного младше нас, воспитателей.
Здесь я поняла очень важную вещь: это совершенно другое поколение, и разговаривать с ними нужно на их языке, чтобы тебя услышали и поняли. А еще «Артек» дал возможность учиться новому, так, я получила дополнительные знания и сертификат об обучении приёмам оказания первой медицинской помощи.
Непростой выбор
После возвращения из Крыма А.С. Зуева несколько лет трудилась в Москве. Но началась пандемия. И если кто-то винит ковид, изменивший привычный ход многих вещей, то моя собеседница где-то даже и благодарна сложившейся ситуации. Да, она тоже стояла перед непростым выбором: возвращаться домой или оставаться в столице.
Со вторым было проще – молодому педагогу предложили должность преподавателя в одном из колледжей Москвы. И тут случайный звонок, как это часто бывает, помог принять решение, которое, как показало время, было верным.
– От бывшей сокурсницы я случайно услышала о федеральной программе «Земский учитель» и решилась попробовать, – рассказывает Анастасия Сергеевна. – Позвонила в Департамент по образованию и науке Смоленской области, где меня ознакомили с условиями участия, и стала собирать документы. А уже в ноябре 2020 года впервые переступила порог Катынской средней школы.
– Какие плюсы, на Ваш взгляд, дает программа «Земский учитель»? На что Вы потратили деньги?
– Считаю важным оказание таких мер поддержки на государственном уровне. Может быть, действительно, для кого-то из учителей это станет одним из факторов, повлияющих на их решение поехать преподавать в сельскую местность и пополнить семейный бюджет. Что касается меня, то часть денег я положила на банковский счет, а часть отдала родителям.
Новые ступени
О том, как складываются ее отношения с коллективом, ребятами и родителями учеников, Анастасия Сергеевна рассказывает с большим воодушевлением.
– Приняли меня очень хорошо, за что я очень благодарна своему коллективу и директору школы Ирине Дмитриевне Воробьевой. К ней можно обратиться по любому вопросу и всегда получить нужный совет, помощь и поддержку, – отмечает она. – Шла вторая учебная четверть, а в школе не было математика. Мне дали часы в 5, 6, 8 и 9-м классах. Пожалуй, сложнее всего было с девятиклассниками. 23 подростка, и у каждого – свой характер. И самый первый урок, который я провела в Катынской школе, был именно в этом классе.
Помню, как состоялось знакомство, после которого я поняла: контакт налажен. Здесь мне очень помог опыт, полученный в «Артеке». Очень важно заслужить авторитет детей, не позволяя им перейти ту грань, где стираются рамки отношений и исчезает уважение к старшим, уступая место панибратству.
– Вы пришли в 9 класс, когда времени на подготовку к ОГЭ оставалось не так много. Как Ваши ученики сдали математику? Думаю, что переживали не только ребята и родители, но и их учитель.
– Сказать, что я переживала – это ничего не сказать. Кажется, что прошла с ребятами все этапы тревог, неуверенности и страхов. И какой же радостью было для меня и для них узнать, что все сдали экзамен успешно. Они не подвели, справившись с самыми трудными заданиями.
– Математика – один из самых сложных предметов для большинства школьников. Есть ли у Вас свои методы и способы научить детей разбираться в этой точной науке?
– Я нацеливаю ребят не на зубрежку, а на понимание главных аспектов решения. Нужно ставить проблемную задачу, чтобы дети ее сами решили и научились мыслить и анализировать. Хочу, чтобы мои ученики стали успешными и покидали стены школы с хорошим багажом знаний, которые обязательно пригодятся им в будущем.
– Анастасия Сергеевна, помимо основной деятельности второй год Вы являетесь классным руководителем. Как складываются отношения с родителями учеников?
– В прошлом году я стала классным руководителем пятого класса. Это новая ступень в моей школьной жизни.Теперь в зоне ответственности – и контроль успеваемости ребят, и воспитательный процесс, и отношения одноклассником между собой, и с родителями.
К сожалению, из-за пандемии нельзя было проводить родительские собрания в очном формате, и все общение сводилось к беседам по телефону. Когда ограничительные рамки были сняты, я провела первое собрание, так сказать, вживую. Было очень волнительно: я такая молодая, вдруг мне не поверят? Но, к счастью, все мои тревоги оказались беспочвенными – у меня спрашивали совета, смотрели как на опытного человека, делились личным. И я поняла, что мне удалось найти общий язык не только с моими учениками, но и их родителями. Для меня важно, что со мной считаются и видят во мне Учителя.
В своем мнении об А.С. Зуевой единодушны и члены коллектива школы, и родители ребят.
«К работе Анастасия Сергеевна относится добросовестно и ответственно, умеет находит общий язык в общении, все поручения выполняет в срок, всегда вежлива и сохраняет спокойствие в любой ситуации. Мы очень рады, что у нас есть такие учителя», – говорят они.
– Хотелось бы услышать мнение молодого педагога о том, стоит ли получать педагогическое образование и идти работать в школу?
– Однозначно: стоит! Да, это очень сложная работа, 24 на 7, требующая полной самоотдачи, терпения и выдержки. Ты всегда должна быть на связи с детьми и их родителями. Самое главное – дать прочные знания и принять активное участие в становлении личности ребенка, поскольку мы не только учим, но и воспитываем. Считаю свою профессию одной из самых востребованных, необходимых и значимых.
– Анастасия Сергеевна, что Вы пожелали бы себе и коллегам в День учителя?
– От всей души поздравляю свой любимый коллектив, педагогов Смоленского района и всех своих коллег с нашим профессиональным праздником. Пожелать хочу крепкого здоровья, упорства, сил и вдохновения. Отдавая себя всецело работе, не забывать про себя, ведь и у нас, учителей, обязательно должно быть время и на личное счастье.
Елена ТРУФАНОВА