Всем нам хорошо знаком этот трепет – перед встречей с новым местом, городом, чем-то неизведанным и оттого таинственным. Но иногда, чтобы ощутить его не нужно ехать за тридевять земель, достаточно стать туристом в родном городе.

Такая возможность выпала нам, корреспондентам «районок» в одну из жарких июньских пятниц.  Легкий ветерок шелестел в листве парковых деревьев, но даже в их  тени чувствовался нарастающий зной летнего дня. Но жара не испугала нашу братию. Многие приехали сегодня в Смоленск издалека, чтобы поучаствовать в пресс-туре, организованном Департаментом области по внутренней политике. Подкрепившись чаем с блинами, мы отправились в первый «контрольный пункт» нашей программы – Смоленскую художественную галерею.

Экскурсия началась еще у дверей галереи, и этот тот случай, когда форма ничуть не хуже содержания. В этом здании  в XIX веке располагалось Александровское реальное училище.   За дверью – первый экспонат. Не картина, но трехмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями. Первый ее пролет сохранился со времен училища. Это хорошо заметно по затертым ступеням.

Знакомить с искусством начинает Ольга Белкина, заведующая сектором виртуального филиала Русского музея.

Особое место среди экспонатов занимает коллекция историко-этнографического музея княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Есть и портреты самой княгини – и те, которые она очень любила, и те, которые не впечатлили ее. Глядя на них, можно чуть больше узнать о характере известной меценатки.

 Шедевр древнерусского искусства – икона XV века «Спас Нерукотворный». По легенде первой христианской иконой стало нерукотворное изображение Христа, которое проявилось на плате (материи), после того как Спаситель отер им лицо. Есть и список с особо почитаемой смолянами иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская».

Жемчужина музейного фонда галереи – полотно мариниста Айвазовского «Лунная ночь на берегу моря» и сухопутный пейзаж «Зимний обоз в пути». Есть и работы передвижников —  Куинджи, Шишкина, Левитана, Сурикова.  Коллекциия не была бы полной без полотен Врубеля и Рериха.

Примитивизм, русский авангард — все это приносит с собой начало XX-го века. Например, эпатажный Роберт Фальк провоцирует публику своим«Пейзажем со свиньями».

В картинной галерее собраны работы не только наших соотечественников, но и итальянских, нидерландских, фламандских, голландских, испанских, немецких, французских мастеров живописи. Но что об этом говорить – стоит прийти один раз и увидеть. А лучше не один. Смоленская художественная галерея, конечно, не Лувр, но для того, чтобы уделить внимание всем экспонатам в 14-ти залах, здесь придется провести не один день.

Экскурсия по галерее плавно перетекает в мини-лекцию гида Светланы Бычковой о дворянстве и купечестве Смоленской губернии. Стоя на Блонье, современном центре города, трудно представить, что когда-то сад был неухоженной окраиной. Кстати, само название сада – исконно русское слово, хотя и звучит  на французский манер.  „Болонье“  имеет несколько значений — сырой луг, низменное, заросшее травой и заливаемое водой место; открытое пространство, ровная площадка на местности, предместья, окраина города, села. 

Говоря о купечестве, нельзя не упомянуть «отца» первой русской оперы М.И.Глинку, памятник которому установлен здесь же, на Блонье, напротив Смоленской областной филармонии. Великий композитор словно наблюдает за музыкантами, играющими в стенах филармонии, прислушивается, не прозвучит ли фальшивая нота?

Улица Ленина — одна из самых длинных улиц города – в прошлом излюбленное место для променада богатых дам и господ. Здесь располагались самые дорогие магазины – на месте современного гатсронома был магазин французского женского белья, бутик, как сказали бы сейчас. В «Ново-Финляндском» магазине за ночь по заказу могли сшть костюм или пальто. Здесь и самые интересные здания — Дом с часами,  с ротондой.  Улица раньше называлась Кирочной, затем – Пушкинской.

Нельзя представить Смоленск без темы войны. Поляки, французы, немцы — кто только ни возжелал владеть нашими землями. Не раз Смоленск был разрушен по камешку и вновь восставал из пепла.

О «военной» части экскурсии мы расскажем в следующем номере.

Виктория Козырева.

ФОТО автора