Не ошибусь, если скажу, что особое место в организации процесса обучения в школе занимает вопрос обеспечения ребят питанием. Помню, как мы, проголодавшиеся во время занятий, с нетерпением ждали перемены, на которой по графику именно для нашего класса накрывали столы в школьной столовой. Надо ли уточнять, что булочки (а нас кормили выпечкой с чаем или другими напитками) исчезали за мгновенье? Еще помню, что самым любимым перекусом были сосиска в тесте и (такое случалось нечасто) котлета в тесте. Это был настоящий праздник!..

С тех пор прошло много лет. В сегодняшней школе всё по-другому, всех старшеклассников бесплатно уже не кормят, а за качеством школьного питания следят не только представители соответствующих ведомств, но и родители. Впрочем, организация работы школьных столовых отличается от местонахождения образовательного учреждения и численности учащихся, но, пожалуй, одно роднит все школы России – щекочущий нос запах блюд и золотые руки поваров, которые умудряются из обычных продуктов создавать вкуснейшие кулинарные шедевры. Недаром с такой ностальгией мы, повзрослев, вспоминаем, чем нас кормили в школах и детских садиках…

На прошедшем региональном конкурсе школьных столовых в номинации «Лучшая столовая сельской школы» безоговорочную победу одержала столовая Печерской средней школы. Ей теперь предстоит защищать честь региона уже на всероссийском конкурсе, который в эти дни проходит в Москве.

О конкурсных и ежедневных блюдах и об организации питания обучающихся наш разговор с заместителем директора по АХР Печерской средней школы Ольгой Станченковой.

Напомним, что в настоящее время ученики начальной школы по всей России обеспечены бесплатными горячими завтраками, также представляется бесплатное питание льготным категориям учащихся, среди них – дети с ОВЗ, дети из многодетных семей и оказавшиеся в трудном материальном положении.

Здоровое питание

– Ольга Романовна, расскажите, как удалось победить в региональном этапе? Чем школьная столовая покорила жюри?

– Согласно заданию, необходимо было предоставить на суд жюри ряд блюд из утвержденного 10-дневного меню. Именно в соответствии с ним работает школьная столовая. Мы сняли на видео, как и из чего повара готовят блюда и в каком виде подают. Мы выбрали для презентации плов и винегрет и отобразили все стадии их приготовления. Кроме того, на конкурс были представлены технологические карты с рецептурой, пищевой ценностью и калорийностью блюд. Также мы отсняли видеоролик о том, как организована работа столовой.

– А второй этап?

– Для участия во втором, финальном этапе всероссийского конкурса, мы представили жюри видео о приготовлении этих же блюд (согласно условиям задания).

В ходе заочного этапа жюри посмотрело и высоко оценило нашу работу, по итогам школа получила приглашение на участие в очном этапе конкурса, который проходит в эти дни в Москве на базе пищевого колледжа № 33. Он состоит из нескольких этапов, вернее, номинаций. Мы будем презентовать жюри тематический стол под названием «Здоровое питание ребенка в семье». Он состоит из пяти наших блюд: горячее блюдо – «Рулет с луком и яйцом», закуска – «Салат витаминный», десерт – «Желе из цитрусовых», выпечка – «Слойка с повидлом», напиток – «Компот из сухофруктов».

Второй этап (номинация «Лучший повар школьной столовой») включает индивидуальные соревнования поваров «Кулинарный баттл». Защищать честь образовательного учреждения и всего региона будет наш школьный повар Марина Николаевна Царькова, которая работает в этой сфере 15 лет. Ей предстоит продемонстрировать свое профессиональное мастерство, приготовив блюдо из определенного набора продуктов. Речь идет о продуктах, которые разрешены СанПином для питания школьников, и на процесс приготовления будет отведено 3 часа.

По СанПинам

– То есть в Печерской школе блюда для ребят готовятся на месте?

– Да, мы сами на месте готовим завтраки и обеды для обучающихся. Для этого есть всё необходимое. Школьная столовая оснащена новым оборудованием. Это духовки с электрическими плитами, современная посудомоечная машина, разделочные столы. Есть электрическая мясорубка и картофелечистка, которая позволяет быстро почистить большое количество картофеля.

Штат столовой с прошлого года состоит из трех поваров (раньше было два), учатся и соответственно питаются дети в две смены. Посещение столовой классами организовано по определенному графику.

– Вы упомянули о 10-дневном меню, как оно составляется?

– Меню разрабатывается и утверждается один раз в год, и на его основе составляется 10-дневное меню, где можно поменять местами только дни, самовольно менять блюда запрещено.

– Есть ли в школе фирменные блюда?

– Наверное, нет, мы, как и все, работаем четко по СанПину. Отмечу, что в ежедневное меню входят: молочные каши, омлет, плов, макароны и гречневая каша с котлетами, рыбная котлета – биточек, творожная запеканка, а, кроме того, основные блюда дополняются фруктами и овощами.

– А как же булочки?

– Кондитерские изделия тоже есть. Булочки, пряники и вафли берем у поставщиков. К тому же у нас открыт буфет, где предлагается определенный перечень продуктов, кондитерских изделий. К примеру, нельзя предлагать соленые орешки или жевательные конфеты… Но есть шоколад и шоколадные батончики.

Витамины к столу

– По вашему наблюдению, какие самые любимые блюда у обучающихся вашей школы?

– Пожалуй, гречка или макароны с котлетой и омлет. Также ребята хорошо едят салаты – студенческий (в составе ингредиентов: картофель, морковь, яйцо, зеленый горошек, масло растительное) и винегрет с солеными огурцами.

– А есть ли особые блюда к праздникам? Скажем, к Новому году?

– Нет, по сезону лишь добавляем в меню фрукты, к примеру, сейчас, это мандарины, бананы, яблоки и груши.

– Поставляют ли какие-то продукты местные производители?

– Да, крупы, молочную продукцию и овощи.

– Поменялось ли в этом году что-либо в организации питания ребят?

– От года от года общее 10-дневное меню меняется. В том числе и по рекомендации общешкольного родительского комитета, который создан в образовательном учреждении. Раз в четверть члены комитета в рамках родительской недели организует контроль блюд школьной столовой. Мамы и папы оценивают, как и чем кормят их детей. К примеру, одно из последних изменений касалось блюда «макароны с сыром» (закуской к нему шел зеленый горошек). Родительский комитет порекомендовал поменять это блюдо на макароны с котлетой.

– Ольга Романовна, а что бы вам как заместителю директора, курирующему это важное направление, хотелось со временем поменять или улучшить?

– Вижу, каким спросом пользуется буфет у ребят. Родители дают детям деньги на перекус, и ребятам хочется купить что-либо вкусное, сладкое. Было бы здорово, если нормы позволили бы предлагать более расширенный ассортимент кондитерских изделий и сладостей в буфете. И у ребят было бы больше выбора.

Олеся ТОМАШОВА.