Жительница деревни Сушковщина отметила 90-летний юбилей
Ноябрьские ночи длинны и темны: вечереет рано, а снега еще нет, и кажется, что мгла заползает в избу, забирается в каждый угол, проникает в самую душу. Нина Федотьевна, вздыхая, переворачивается на другой бок, пытаясь уснуть. Нет, не получается. Она встает, неспешно подходит к окну. За ним – не видно ни зги. Ни один звук не доносится до слуха пожилой женщины…
Сегодня четверг, до выходных осталось недолго. Опять приедет Святослав, поговорит с матерью, привезет продукты. Хороший у нее сын, заботливый, он и в огороде поможет, и приготовит, и в доме приберет, а с курами хозяйка пока сама управляется.
Обычно на зиму Святослав Александрович забирает маму к себе, а в этом году Нина Федотьевна не спешит уезжать: здесь ее родные стены, которые и согреют, и подлечат. Только вот одиноко в деревне стало совсем. Хоть бы собака пробежала – и то веселее…
Я ж деревенская!..
Всю свою жизнь Н.Ф. Еремеева прожила здесь, в Сушковщине. Таких деревень на Смоленщины было немало. Некогда густонаселенные и звенящие детским смехом, теперь они малолюдны и тихи.
Сегодняшняя жизнь Сушковщины спокойна и размеренна. Да только не радует это местную жительницу – ветерана труда Нину Еремееву. Да и чему умиляться, если от былого расцвета деревни не осталось ничего. Не спешат на утреннюю дойку доярки, не слышен шум тракторов в поле – везде чувствуется запустение. Да, в зимнее время здесь чистятся дороги, и удобства пришли в дома, но уже нет той отрады, что давала крестьянину силы и надежды на будущее.
В Сушковщине постоянно проживают чуть больше десяти человек. На лето сюда приезжают дачники, и село оживает, но это только до первого листопада. А потом вновь – пустота кругом, пустота в сердце.
Думая о приближающейся зиме, Нина Федотьевна непроизвольно поеживается, хотя в доме и тепло. Газовое отопление – настоящее благо для человека. Раньше, бывало, ранехонько вставать приходилось, чтобы печь вытопить да еду приготовить. А теперь истинное наслаждение: ни дрова заготавливать не нужно, ни золу выгребать – чисто и уютно. Правда, русская печь по-прежнему занимает главное место в доме хозяйки, ведь сколько лет она кормила да обогревала всех членов ее семьи.
Дети войны
Тяжелые думы терзают душу Нины Федотьевны. В них – близкие и родные люди, которых уже нет в этом мире… Одно за другим ее память достает из потайных уголков воспоминания: то отрывочные детские, спокойные и чистые, то суровые и страшные военные, то зрелые, когда была полна сил, растила сыновей, была любима и любила сама…
Нина Федотьевна Еремеева росла в многодетной семье, была третьей из шестерых детей. Нянчила младших, а когда подросла, стала помощницей родителей в поле и огороде.
Училась в Трудиловской школе, окончила неполных 6 классов, сменив книжки да тетрадки на грабли и прялку. Войну семья встретила в родном Смоленском районе.
– Всяк приходилось, – вздыхает она, – немцы не посмотрели, что семья большая, и выселили нас из хаты. Пошли мы к соседям, выживали вместе, может быть, поэтому и уцелели все. Партизаны в наших краях были, приходили в деревню. Сама не видела, врать не буду. А самое страшное – бомбежки. Бежали мы тогда в окопы. Однажды впопыхах самую меньшую – Тонечку – оставили в избе. Вернулись, а она в люльке лежит спокойно!..
Отец Федот Аверьянович вернулся с войны с ранениями, долечивался уже дома. А старшая его дочь Нина всю жизнь трудилась в родном колхозе вместе с мужем Александром Федоровичем, работали в одной бригаде. Вырастили двоих сыновей. Никогда и никуда не выезжала она из родной деревни, дожив до 90 лет и считая эти места лучшими на земле.
Скромные радости бабушки Нины
В Администрации Смоленского района стало доброй традицией поздравлять с юбилеем долгожителей. 14 ноября заместитель Главы муниципального образования «Смоленский район» Анна Криворот поздравила именинницу с юбилеем, пожелав Нине Федотьевне от имени Главы района Ольги Павлюченковой радости и благополучия, а также вручив букет цветов. Присоединился к этим поздравлениям и Андрей Петрович Кутузов, глава Пионерского сельского поселения.
Неспешно текла наша беседе о былом и настоящем, но настало время уезжать. Провожая нас, Нина Федотьевна выходит на крыльцо. У ее ног ластится кошка.
– Сейчас дам тебе чего-нибудь вкусненького, – говорит вполголоса хозяйка.
Глядя нам вслед, Нина Еремеева наверняка думает о том, что зимы нынче недолгие. Совсем скоро наступит весна, вернутся дачники, вновь будет тепло и радостно на душе!..
Елена ТРУФАНОВА