В Смоленском округе продолжается вручение юбилейных медалей «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Награду труженице тыла Ие Ефремовне Бурыкиной из д. Вербилово вручила председатель Хохловского территориального комитета Елена Мамонтова.

Вся жизнь нашей землячки прошла в этих краях. Здесь она родилась, познала и немало хорошего, и горького, долгие годы трудилась на благо района, растила детей, помогала воспитывать внуков.

История одной семьи

Родилась Ия Ефремовна 12 июля 1930 года в д. Лоево. Своим редким именем она обязана девушке-эстонке, с которой дружила в молодости ее мама. А позже Ия старшая вошла в семью, став одной из невесток. Так и звали их в деревне: Ия и Иля.

У Ефрема Захаровича и Ольги Егоровны Морозовых было 8 детей, да выжили только трое. Родители трудились с утра до ночи, благодаря чему их семья считалась зажиточной и потому не горела желанием вступать в колхоз. Незадолго до войны они даже умудрились поставить новый дом.

«Перед войной самая сытая жизнь была, – вспоминает старожил, – хоть детство и не было легким, работать с малых лет начинали, но зато в хате людно и весело с братьями и сестрами, вместе в школу ходили».

…О том, что началась Великая Отечественная, жители деревни узнали от верхового, который прискакал на лошади со страшным известием.

Для Ефрема Морозова война была уже третьей: в молодости на Гражданской он воевал с самим Будённым, понюхал пороху и на фронтах Советско-финской.

Ия Ефремовна рассказала и о старшем брате Саше, который помогал партизанам, собирая оружие, потом ушел на фронт. На целых семь лет он покинул отчий дом. Вернувшись, уже не Сашка, а Александр Ефремович был назначен председателем колхоза, окончил партшколу, обзавелся женой и детьми… и ушел в 35 лет.

«Он жил только для людей, столько хорошего для семьи и односельчан сделал. Когда хоронили брата, черная туча людей шла его проводить в последний путь», – утирает непрошеную слезу Ия Ефремовна.

Помнит она и как во время оккупации прятались от бомбежек под телегами, как немцы, вытащив из печи чугунки с едой, заставили вначале поесть хозяев, боясь отравиться, как с хохотом подстреливали кур… Но все это было лишь прелюдией к варварским поступкам палачей.

…Однажды недалеко от деревни упал сбитый советский самолет. Местные жители спасли летчика, накормили его и переодели в гражданскую одежду. Боец вышел из дома и то ли случайно наткнулся на немцев, то ли, решив вступить в бой, убил нескольких из них. Деревню тут же оцепили, но солдата не нашли, а в назидание подставили под дула автоматов женщин и малолетних детей.

Одиннадцатилетняя Ия на всю жизнь запомнила, как жителей деревни фашисты гнали на расстрел к берегу реки.

Старичок, оказавшийся среди пленников, как-то смог объяснить гитлеровцам, что местные ни при чем, они, дескать, и оружием-то пользоваться не умеют.

Несчастных отпустили, но наказание все же последовало: деревня была сожжена. Вот так стояли люди на берегу и смотрели на столбы дыма, возвышающиеся над хатами, взметнулось пламя и над новым домом Морозовых. Ольга Егоровна упала в обморок…

Возвращаться стало некуда. Нетронутым остался лишь дощатый курятник, в нем женщина с тремя детьми и парализованной мамой и перезимовала.

Жизненные уроки

На оккупированных немцами территориях не пахались поля, не сеялся хлеб, личные огороды колхозников постоянно подвергались нападениям. Наступил голод.

Ольга Егоровна нашла выход из положения благодаря не только редкостному трудолюбию, но и удивительной, как бы сказали сейчас, предприимчивости. В лесу, подальше об людских глаз, она разработала участок земли, на котором выращивала овощи. Ия ходила вместе с матерью полоть, а потом и убирать урожай.

…Стояла осень, мать с дочерью возвращались со своего огорода. Из-за деревьев они увидели колонну людей, которую гнали куда-то немецкие автоматчики. Одного взгляда на них было достаточно, чтобы понять, к какой национальности они принадлежат. Где-то между деревнями Лоево и Тягловщина несчастные были расстреляны.

На полусогнутых ногах невольные свидетели варварского злодеяния дошли до деревни, страшная картина долго стояла перед глазами. Не забыла этот ужасный эпизод Ия Ефремовна до сих пор.

После войны Наша героиня окончила 7 классов и пошла работать в колхоз. В 18 лет вышла замуж за местного парня в соседнюю деревню Вербилово. С Петром познакомились на танцах в клубе.

Веселую свадьбу, о которой до сих пор напоминают фотографии в старом альбоме, сыграли в марте 1949 года. На невесте было потрясающее по тем временам платье – из белой шерсти с пуговичками из ткани по всей спине. Его сшила на машинке Зингер местная портниха. Добротный костюм был и на женихе.

Совместная жизнь молодых супругов начиналась в семье мужа. В 1950 году Петра призвали в армию, целых четыре года служил он механиком-водителем танка. Сын Ленечка долго не мог привыкнуть к отцу и называл его дядей.

Когда в Катыни началось строительство МТС, Петр Маркович сел на гусеничный трактор, позже сменив его на Беларус.

«Всю жизнь отец был в передовиках производства, избирался депутатом сельсовета. А каким запевалой он был и как танцевал! – рассказывает дочь Антонина Петровна. – Бывало, мама корову подоит, моет подойник, а отец выйдет на крылечко и начинает петь: «Славное море, священный Байкал» или «Ревела буря, дождь шумел», любил и про Стеньку Разина.

Родители умели создать такую обстановку, что хотелось приезжать в их дом, работать с радостью, хранить в душе и то тепло отношений, и запах свежего сена, и вкус парного молока. Помним мы и тепло маминых рук, которое сохранилось в вещах, которые она вязала для всех нас».

Прожили супруги Бурыкины в браке 59 лет, вырастили четверых детей. Уже девять внуков и 15 правнуков продолжают их славный род. А сегодня вместе с новыми членами семьи, в разные годы ставшими ее частью, они насчитывают почти полсотни человек. И объединяет всех этих людей маленькая хрупкая женщина с железной волей, командир в юбке, как любя говорят о ней близкие, Ия Ефремовна, которая нынешним летом, дай бог, отметит 95-летний юбилей.

Когда она тяжело заболела, самым большим желанием труженицы стало вновь вернуться домой, несмотря на то, что дети окружили ее вниманием.

Много лет Ия Ефремовна самостоятельно справлялась со всеми делами, но возраст дает о себе знать, и сегодня за мамой ухаживает Людмила, младшая дочь. Ия Ефремовна печалится, что нет рядом ее подруг, а из самого старшего поколения дружной семьи Морозовых она осталась одна. И только забота и любовь детей, внуков и правнуков не позволяют ей впасть в уныние. А еще сильный характер и пытливый ум – бабушка любит читать, кстати, без очков, научилась пользоваться телефоном, ведет здоровый образ жизни – ходит босиком, правильно питается и умеет радоваться мелочам.

Она помнит все дни рождения родных и каждый месяц, получив пенсию, смотрит, кого нужно поздравить, к 1 сентября всем школьникам тоже выделяет «на хорошие оценки».

И, слушая такие слова о своей маме от взрослых детей, невольно подумалось: а ведь не зря прожила Ия Ефремовна такую долгую жизнь. Своим трудолюбием, мудростью, честностью она и показала самым близким людям один-единственный, самый верный путь к истине, добру, счастью.

Елена ТРУФАНОВА