Педагогические династии – богатство нашей страны. Нельзя не гордиться семьями, в которых любовь к этой замечательной и благородной профессии воспитывается с детства и передается из поколения в поколение.

Династия Белькович – Клетченковых – Игнатенковых хорошо известна на Смоленщине. Ее представители отдали педагогике более 520 лет, с конца 19 века обучая младшее поколение в школах Смоленского района и области.
Людмила Ильинична Клетченкова принадлежит к четвертому поколению этого славного рода, и ее педагогический стаж составляет почти полвека.
С заслуженным учителем – наш разговор о прошлом и настоящем школы, о роли педагога в жизни ребенка и о том, что заставляет членов одной большой семьи десятилетиями служить нелегкому делу воспитания и образования.

Со школьной скамьи во взрослую жизнь
Родилась Людмила Ильинична в д. Станиславково Монастырщинского района. В семье росли две сестры, ставшие в будущем педагогами. В 1967 году она окончила Смоленское педагогическое училище и была направлена в Возновскую 8-летнюю, теперь Синьковскую, школу.
Начинала учителем физкультуры, потом работала старшей пионервожатой, затем заместителем директора по воспитательной работе. В 1985 возглавила коллектив, стоя у руля общеобразовательной организации более 30 лет.
Обучая сельских ребятишек, Людмила Ильинична и сама продолжала повышать свой профессиональный уровень: окончила заочно естественно-географический факультет Смоленского педагогического института и 18 лет преподавала химию и биологию в Синьковской школе.
О младшей сестре Л.И. Клетченковой стоит сказать отдельно. Тамара Анатольевна Лосева также долгие годы работала учителем русского языка и литературы в школах района и Смоленска. Она известная поэтесса, автор нескольких сборников стихов, член Союза писателей России.
…Известно, что у учителей всегда остро стоит проблема нехватки свободного времени, где уж тут личную жизнь устраивать. В случае с Людмилой Ильиничной сама судьба уготовила для нее подарок – своего суженого она нашла тоже в стенах школы.
Важно заметить, что Владимир Александрович принадлежал к известному роду педагогов. Его мама, Наталья Петровна, вела уроки русского языка и литературы в Возновской школе, отец, Александр Викторович, – технологию, а сам Владимир Александрович с отличием окончил Смоленский педагогический институт и 37 лет преподавал географию, НВП, историю и ОБЖ в Синьковской школе.
Выйдя замуж, Людмила не только нашла в лице супруга коллегу и единомышленника, но и стала частью династии Белькович – Клетченковых – Игнатенковых, позже продолжив ее в дочери.
Светлана Владимировна Игнатенкова уже 35 лет ведет уроки в своей родной Синьковской школе, сейчас работает учителем географии и библиотекарем.
Семья сильна традициями
Нынешний год проходит под знаком Года семьи. К самым крепким союзам приковано особое внимание. Не так давно в Смоленском профобъединении состоялось чествование трудовых семейных династий. Среди них была и семья наших педагогов: Людмила Ильинична с дочерью и племянницами.
– Людмила Ильинична, каждая семья сильна своими традициями. У вас она своя – многие становятся учителями. Скажите, чем так привлекательна эта совсем не легкая профессия для представителей вашего рода, что такого особенного вы в ней находите, что советуете своим родным вновь и вновь следовать по вашим стопам?
– «Учитель, перед именем твоим…» В эти слова великого Некрасова вложен огромный смысл. Я считаю, что учитель – это больше чем профессия, она сродни служению и потому так необходима во все времена, ведь учитель – второй главный человек после родителей в жизни ребенка. Учитель должен не только научить прописным истинам, но и уметь раскрыть душу ребенка. Ребенок – это сама душа. Да, у всех разные способности, один легко щелкает сложные задачки, другой силен в гуманитарных науках, но каждый маленький человечек должен чувствовать, что к нему относятся с уважением и пониманием.
Я всегда говорила своим коллегам: «Будьте добрыми по отношению к детям, никогда не повышайте на них голос, и они будут вас уважать, а не бояться. Старайтесь понять ученика, не лгать ему».
– А как же строгость?
– Безусловно, разумная строгость важна и нужна, чтобы рабочий процесс не превращался в игру, должна быть дистанция между педагогом и учеником. Без дисциплины на уроке детям сложно будет усвоить новый материал, а дисциплина будет, если ребенку интересно.
– Учебный процесс наполнен различными темами и, что уж скрывать, не все они одинаково увлекательны. Как захватить внимание детей, чтобы им было интересно всегда?
– Надо быть настоящим учителем, который не просто пришел в школу, чтобы отбыть положенное время, а научить и увести за собой в страну знаний. Нужно любить свой предмет настолько, чтобы этот интерес проник в душу и сердце ребенка и остался там, прорастая семенами добра.
– Людмила Ильинична, вы сказали, что учитель должен быть в первую очередь добрым. Какими еще качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, решивший связать свою жизнь с детьми?
– Он должен хорошо знать свой предмет, научить думать, размышлять, оценивать, сотрудничать, ставить цели и добиваться их. Учитель должен быть примером во всем для своего ученика. Быть человеком нравственным, увлеченным своим предметом, творческим. Нужно уважительно относиться к ребенку и его родителям. Я старалась в работе руководствоваться этими критериями. Все это помогало мне строить отношения с детьми и их родителями.
Когда мамы и папы приходили в школу, я спрашивала: «А вы доверительно поговорили с сыном или дочерью, вы спросили, а почему они поступили таким образом». Не навязывая своего мнения, старалась дать совет, и мы, случалось и такое, вместе находили выход из сложившихся ситуаций.
Точки роста вместо уроков технологии
– За полвека, которые вы отдали школе, изменилось наше общество, что не могло не найти отражения в отношениях учителя и ученика. И дети, и взрослые стали другими…
– Думаю, что учителя не изменились, просто у них появилось больше обязанностей. Бумажная работа отнимает немало времени, а дети больше сидят в интернете. Родительские чаты заменили живое общение, а на смену школьным дневникам пришли электронные журналы…
Относиться к этому можно по-всякому, время не стоит на месте, и, наверное, в этом тоже есть свой смысл. Я помню другое. Раньше у учителей была такая обязанность – навещать раз в месяц на дому каждого ученика, оценивать условия его жизни. И если родители и педагоги с детства заложили в ребенка очевидные вещи о добре и зле, главных нравственных принципах, то и он будет понимать, как нужно поступить в той или ной ситуации.
Особенно большая ответственность в этом смысле лежит на вторых мамах и папах – классных руководителях, которые должны все проблемы решать вместе, ставя в основу интересы ребенка.
– Сельская школа – это одна большая или не очень семья со своим микроклиматом, устоявшимися законами и традициями. Вы пришли в уже сложившийся коллектив. Какие практики посчитали необходимым сохранить, будучи директором?
– В 60-е годы школа размещались в двух зданиях и обучалось в ней около трехсот человек. Позже в Синьково построили новую. Когда в 1985 году я приняла на себя руководство, здесь еще не было газового отопления. Нам очень помог председатель колхоза «Красный доброволец» Федор Степанович Васильев. Он же полностью обеспечивал потребности школьников в качественном питании.
Поскольку наш участок был пришкольно-опытным, он выполнял экспериментальную функцию, а кормил детей бесплатно колхоз. За нами было закреплено поле в 10 га, где мы сажали свеклу и ухаживали за посевами, потом продавали ее в колхоз. А на вырученные деньги выкупали целый вагон поезда и ездили с детьми на экскурсии в Москву и СанктПетербург. Сегодняшним ребятам такое и не приснится.
– Пользу трудового воспитания трудно переоценить, это было полезным опытом и коммуникации, и приобщения к нужной деятельности. И детям это нравилось.
– В советское время были очень полезные предметы и один из них – технология. В Синьковской школе ее вел замечательный человек Михаил Михайлович Петровский. Он учил ребят не только, что называется, уметь забить гвоздь, но и смастерить немудреную мебель. Помню, как из природного материала дети создавали различные поделки. И не только для себя, но и участвовали с ними в выставках. Да, теперь на смену им пришли Точки роста, и только время покажет, насколько все это оправдано. Одно знаю точно: у моих учеников было счастливое детство.
Слово о счастье
– В деревне все на виду, и наверняка педагоги знают, чем и как живут их вчерашние воспитанники. Следите ли вы за судьбой вчерашних выпускников?
– Наши ученики, покидая стены школы, твердо знают, что их здесь ждут, в них верят, здесь радуются их удачам и всегда рады, когда они приходят на традиционные вечера встреч и просто заходят в гости. То же самое могу сказать и о педагогах, прекративших свою трудовую деятельность.
Я могу назвать себя счастливым человеком. Во-первых, прожила в браке очень насыщенную жизнь, вырастив замечательную дочь, которая подарила нам внучку, во-вторых, проработала среди прекрасных людей в хорошем коллективе, никто никогда меня не обидел и всегда было много помощников.
И сейчас меня не забывают. Молодой директор школы Никита Александрович Меченов нередко обращается за советом. Ко мне приходят с цветами и поздравлениями на 8 Марта и День учителя коллеги и бывшие ученики. Вот недавно один из них предложил выкосить траву возле дома. Это приятно.
Я радуюсь, видя, как преображается наша школа – здесь поменяли окна, двери, и ремонт продолжается. И пусть детей стало меньше, но занимаются они в комфортных условиях.
– Людмила Ильинична, ваша профессия прекрасна еще и тем, что учитель никогда ни будет одинок, сколько бы ему не исполнилось лет. О нем будут помнить бывшие ученики и коллеги.
– Соглашусь отчасти: это зависит от самого педагога. Если он работал по совести, то и в памяти о нем сохранят только хорошее. Я имею Почетную грамоту Министерства просвещения РСФСР и нагрудный знак «Отличник народного просвещения РСФСР», ветеран труда федерального значения. Но, поверьте, не это составляет главную ценность моей жизни. Главное – найти свой путь и быть нужной людям. И, кажется, мне это удалось.
Елена ТРУФАНОВА